Текст: Александр Соловьев
Линор Горалик известна читателю в ипостаси исследователя костюма и одежды, одного из талантливейших русскоязычных интервьюеров, поэта, прозаика, художника. Совершенно особое место в ее художественном мире однако занимают детские книги - по моему глубокому убеждению, одни из лучших, написанных на русском языке. Описать, что общего у всех ее книг, написанных для детей, можно Аленновским "Любовь и Смерть". Здесь и "Мартин не плачет", пронзительная история о говорящем, нестареющем слоне размером с кошку, отчаянно и безответно влюбленного в девочку, живущую по соседству. И книги о девочке Агате, то и дело вынужденной окунаться в очередную страшную сказку.
Книга "Холодная вода Венисаны" вышла около трех лет назад, и за это время успела продолжиться двумя сиквелами. Горалик вообще, кажется, трудно расстается со своими мирами: персонажи то и дело кочуют из одного ее текста в другой, а выставка "Одевая демонов", открывшаяся на днях в галерее Art4 - буквально антропологическая иллюстрация к ее сборнику "Устное народное творчество обитателей сектора М1", изданному в 2011 году.
Мир Венисаны - это мир войны, бесконечно тревожащий и притягивающий Линор. У этого есть простое объяснение - второй родиной для писательницы является Израиль, который ведет непрекращающуюся войну последние несколько десятилетий, войной там пропитана повседневность. Но, кажется, ее интересует человек в экстремальной ситуации (в которую превращается в ее прозе каждое мгновение, проведенное в мире) вообще. Цикл Венисаны начинается как мир перед большой войной, о которой никто не хочет говорить, и девочка Агата (очень похожая на ту, которую мы упоминали) становится первой, произнесшей это слово вслух, "Девочкой, развязавшей войну". Это история о невыносимом опыте войны, разлученной семье и ребенке, который хочет изменить этот мир, и потому ему приходится повзрослеть слишком рано. Мир в ожидании войны, мир, переживший войну, и девочка посреди этого мира - это самое важное, что стоит знать об этой (пока) трилогии. Хотя мир Венисаны сложен - странная религиозность, города, напоминающие то Венецию, то Петербург, то Саров, расположенные один над другим, страх воды - все это, кажется, нужно прежде всего для того, чтобы не было так страшно.
Но, думаю, цикл о Венисане стоит здесь особо - это та страшная сказка, которая заставит почувствовать себя неуютно любого взрослого, заставит почувствовать себя ребенком, про которого родители говорят, что он слишком рано стал серьезным.