Текст: Александр Соловьев
В море селф-хелп литературы, как правило довольно удручающей, все же можно обнаружить несколько любопытных анклавов. Один из них – это литература о том, как философия того или иного времени применима к современной жизни. Лучшие книги такого типа, как это часто бывает, производят специалисты по античности.
Так и на Красной площади редактор и журналист Андрей Бабицкий беседовал с философом Кириллом Мартыновым и специалистом по философии стоицизма Стасом Нарановичем. Речь шла о книге Массимо Пильюччи «Счастливая жизнь. Руководство по стоицизму для современного человека». Это не первая книга Пильюччи, которая доступна русскому читателю – некоторое время назад вышел перевод более подробной его книги «Как быть стоиком».
Обе эти книги разительно отличаются от многочисленных текстов в жанре «Посоветовал бы вам Ницше сменить работу» или «Как заниматься сексом по Шопенгауэру». Пильюччи, хоть и не философ по образованию, все же прекрасно разбирается в своем предмете и умеет увлечь им читателей. Тем более, что античная философия вовсе не была сборищем скучных бородатых мудрецов, рассуждающих о движении и первооснове мира, пока толпы рабов суетятся вокруг с подносами прохладительных напитков. Классическая философия во многом и была такой формой селф-хелпа, и отвечала на насущные вопросы современности: чему стоит учиться, а на что не стоит даже тратить времени; как стать хорошим гражданином и принести пользу своим согражданам; в конце концов, как прожить счастливую и добродетельную жизнь.
Книга Пильюччи, собственно, и представляет собою современную версию «Энхиридиона», трактата о том, как правильно жить, написанного философом, бывшим рабом, Эпиктетом (а точнее его учеником Арианом по материалам лекций учителя) примерно во втором веке нашей эры. Это не первая попытка осовременить этот текст: уже в четвертом веке появилась христианская редакция «Энхиридиона», предположительно изготовленная монахом Нилом Постником.
Если кратчайшим образом излагать философию стоицизма, которая ассоциируется (кстати, несправедливо) прежде всего с долготерпением, то это можно сделать так: то, что от тебя не зависит, следует принять, а то, что зависит, следует держать под рациональным контролем, и в первую очередь то, что происходит у тебя в голове. То есть, по цитате из Эпиктета, «Выдерживать и воздерживаться». Идея эта, пожалуй, не слишком привычна русскому человеку, наученному великой русской литературой в любой непонятной ситуации грозить кулаком небу и сквозь зубы бормотать «Ужо тебе, строитель чудотворный». Однако она не подразумевает и эскапизма или смирения: античная философия была невероятно тесно связана с политической жизнью, и стоически контролировать себя в первую очередь, пожалуй, означало быть хорошим гражданином. Однако стоики понимали гражданство достаточно широко, вовсе не ограничиваясь стенами своего полиса, но стремясь воспринимать весь мир, всех разумных существ как своих сограждан.
Хоть мы и не слишком много знаем об именно теоретической подоплеке стоицизма, так как дошли до нас в первую очередь работы, предлагающие выстроить свою жизнь в соответствии с выводами, сделанными из этой теории, мы неплохо представляем себе, что именно стоики понимали под добродетелью. Собственные добродетели необходимо упражнять, то есть чем дальше, тем больше приближаться к идеалу стоического мудреца. Это значит, в первую очередь, практиковать практическую мудрость, то есть уметь применять теории в повседневной жизни, быть справедливым, мужественным и воздерживаться. Последнее вовсе не значит, к примеру, излишнюю умеренность в еде или сексуальной жизни, но, скорее, понимание того, что для счастья нужно не так уж и много, и уж точно не нужна одежда последних коллекций, чья стоимость соразмерна небольшой квартире, и сопротивление бесконечными страстям. Стоики не были аскетами, напротив: Сенека указывает, что если эпикурейцы, конкурирующая философская школа, учили, что жить стоит от удовольствия к удовольствию, то стоик всегда пребывает в блаженстве, поскольку для блаженства ему не так уж много и нужно.
Нашу современность можно описать самыми разными способами. Можно описать ее в терминах постправды и информационного общества, можно вспомнить Маркса и порассуждать о том, как устроены труд и власть, которые нас окружают. Но способ описать нашу жизнь через стремление к добродетели, кажется, совсем не из худших. Сочетание политической заряженности и стремления помочь тому, кто находится в слабой позиции, кто подвергается насилию и страдает, с рационализацией, умеренностью и умением самому изготовлять свою жизнь из свободы и разума, из контроля над своими эмоциями и желаниями, как кажется, делает стоицизм невероятно современным. В конце концов, если хедлайнерами этой философской школы были раб, император и самый богатый человек империи, то и нам с вами она, вероятнее всего, подойдет. А начать можно с того, чтобы подписаться на телеграм-канал Стаса Нарановича «παραχαράττειν τὸ νόμισμα», посетить ближайший стоикон или же взять в руки Сенеку, Марка Аврелия или замечательное введение Пильюччи. Ведь и про Зенона, одного из первых греческих стоиков, рассказывают, что он был финикийским торговцем, и после того, как корабль со всеми его богатствами затонул, пошел в книжную лавку, прочел там книгу Ксенофонта о Сократе и спросил книготорговца, как стать таким же мудрым, как Сократ, на что книготорговец указал на проходящего за окном философа и посоветовал следовать за ним. Скорее всего и наш путь к добродетели лежит через книжную лавку.