Текст: Дмитрий Сосновский
«Золотую пальмовую ветвь» в этом году забрала любительница яростного эпатажа, француженка Жюлия Дюкурно – за поставивший всех на уши радикальный постгуманистический эксперимент «Титан». Пять лет назад с её же кровожадного хоррора «Сырое» каннскую публику выносили в обмороке, и теперь история повторилась – только сверху увенчавшись главной наградой Каннского фестиваля: леволиберальные тенденции на крупнейших европейских киносмотрах набирают немыслимые обороты.
Минувший фестиваль был особенно «прогрессивным», ведь его жюри впервые в истории возглавлял чернокожий – режиссёр Спайк Ли. Вдобавок – непримиримый BLM-активист ещё с тех времён, когда это, что называется, не было мейнстримом. Войдёт в историю автор «Чёрного клановца», впрочем, не только своим первенством, но и досадным конфузом: в ходе церемонии объявления лауреатов он раньше времени назвал главного победителя, не разобравшись в незнакомой ему французской речи.
Между тем заметный след в «Каннах-2021» оставили и российские кинематографисты. Речь не только и не столько о фильме Кирилла Серебренникова «Петровы в гриппе» по книге Алексея Сальникова: ленту широко прославленного на Западе известными событиями режиссёра приняли вполне предсказуемыми овациями, но существенными наградами отчего-то обделили, отметив лишь оператора Владислава Опельянца премией Высшей технической комиссии.
Зато целый Гран-при жюри получил другой проект, непосредственно связанный с Россией – финско-российская копродукция «Купе номер шесть» режиссёра Юхо Куосманена, где можно наблюдать множество отечественных актёров (Юра Борисов, Юлия Ауг, Денис Пьянов и других). Плюс картина о побеге финской студентки от своей московской любви и её знакомстве с русским шахтёром в поезде «Москва – Мурманск» получила Приз экуменического жюри.
Ещё один успех российского кино – Гран-при конкурса «Особый взгляд» фильма Киры Коваленко "Разжимая кулаки", тоже, кстати, встреченного шквалом аплодисментов. Драма ученицы Александра Сокурова снята в Северной Осетии на осетинском языке. Похоже, Сокуров открыл Западу новую звезду вслед за Кантемиром Балаговым, взявшим с двумя своими фильмами «Теснота» и «Дылда» уже три премии (два приза ФИПРЕССИ и один – за лучшую режиссуру) и теперь снимающим коммерчески амбициозную экранизацию игры The Last of Us для HBO.
Другой российский фильм, участвовавший в «Особом взгляде» – остросоциальное (естественно, Каннский же фестиваль) «Дело» Алексея Германа-младшего, – остался без наград. Но этим победы российских кинематографистов не исчерпываются: Гран-при конкурса Nespresso Talents в программе "Неделя критики" получила трёхминутная постапокалиптическая зарисовка Клима Тукаева "Почтальон".