Текст: Фёдор Косичкин
12 июля на Каннском фестивале прошла премьера включенного в конкурсную программу фильма Кирилла Серебренникова «Петровы в гриппе» (Petrov’s flu) – снятого, несмотря на все известные объективные и субъективные сложности, по (почти) одноимённому роману Алексея Сальникова, получившему в 2018 году премию Нацбест. Фильм планируется к выходу в российский прокат 9 сентября, а пока мы делимся первыми неофициальными впечатлениями.
Содержание фильма, в общем, известно. Во всяком случае, тем, кто читал книгу. Обычная семья Петровых (муж – автослесарь, жена – библиотекарша, сын – балбес-школьник средних классов) переживают грипп на разных уровнях: гриппозное состояние у них в супружеских отношениях, гриппозное состояние у них у всех по отношению к реальности, гриппозное состояние всей страны, вяло переползающей в конец нулевых. И Серебренников адекватно передаёт это кинематографическими средствами.
Говорить в категориях «понравилось - не понравилось» про этот фильм бессмысленно – это авторское высказывание в области совриска (то бишь современного искусства), а не вечернее развлечение, прослойка между шопингом в ТЦ и рестораном в нем же, как обычное коммерческое кино (в чем, скажем сразу, ничего плохого нет). Можно только говорить о степени цельности и законченности этого высказывания, а также о том, насколько хорошо оно считывается. Так вот: здесь и закончено, и цельно, и считывается. Это фильм Кирилла Серебренникова, каким мы его (не) любим.
Но считывается и ещё одно. Это не просто фестивальное кино, но русское фестивальное кино, снятое именно в русле фестивальных ожиданий от русского кино: бытовая неустроенность и экзистенциальная неустойчивость, несфокусированное пьяное философствование и беспощадный повседневный абсурд. Да, а ещё внеэротическая обнаженка, лютый мороз и Чулпан Хаматова. И – маленький бонус для своих, члены не чуждой Гоголь-Центру московской поэтической тусовки: Юлий Гуголев, Андрей Родионов, Всеволод Емелин, Кирилл Решетников (Шиш Брянскй) в образах участников провинциального поэтического литобъединения. Едва ли их персонально узнают в Европах, но то, что эти люди имеют прямое отношение к поэзии – хорошо заметно даже без личного знакомства. И такого аутентичного в фильме много, несмотря на весь абсурдизм и сюрреальность (не)происходящего.
В общем, дай бог Петровым «заразить» своим гриппом всю Европу. С Серебренниковым, после того, как он уладил свои недоразумения по административно-хозяйственной части, и так всё в порядке, а за Сальникова можно порадоваться.