Ближневосточная секта, или субэтнос езидов, сыздавна вызывала острое любопытство и такую же острую ненависть. Даже Пушкин, сжато описывая свое полное тайн путешествие в Арзрум, счел необходимым уделить езидам большой абзац:
Казалось бы - с 1829 года утекло много воды, но на Востоке время течет по-другому, что и показывают нам датчане Торе Рёрбек и Миккель Соммер, съездившие в 2017 году в иракский Синджар — место, где случилось первое в XXI веке преступление, официально признанное геноцидом. И вернулись оттуда с графическим репортажем «Шангал».
В августе 2014 года боевики «Исламского государства» (Террористическая организация, деятельность которой запрещена в России) начали наступление на город Синджар на северо-западе Ирака и прилегающие к нему поселки, населенные преимущественно курдами-езидами. Защита этих мест возлагалась на плечи пешмерга — крупнейшего формирования курдских ополченцев. Которые неожиданно просто ушли, отдав Синджар на растерзание игиловцам. Впрочем, не так уже неожиданно. "Из многих сект, возникших в Месопотамии среди мусульман после смерти их пророка, нет ни одной, которая была бы столь же ненавистна для всех прочих, как секта езидов" - так начинается приложенный Пушкиным к его "Путешествию..." очерк о езидах, составленный этнографом Маурицио Гардзонио. А древняя религиозная рознь, как известно, сильнее приказов быстроменяющегося политического руководства. Так что 50 000 жителей пришлось спасаться бегством на гору Шангал, служащую им убежищем тоже на проятяжении веков. Без воды, под палящим солнцем...
Графические романы - это не только истории про супергероев. Но и про героев настоящих. Напоминать об этом в 2021 году как бы уже и нет нужды. Как и напоминать о недопустимости преступлений на религиозной почве.
Торе Рёрбек, Миккель Соммер. «Шангал»
- Перевод с датского Анны Рахманько
- СПб: Бумкнига", 2021. - 104 с., 16+