Текст: ГодЛитературы.РФ
Выставка «Сверхсовременный Данте. Иллюстрации художников разных стран 1983-2021», организованная Государственным музеем А.С. Пушкина и Итальянским институтом культуры в Москве, приурочена к 700-летию со дня смерти итальянского поэта, датой которой принято считать 14 сентября: Данте скончался в 1321 году в Равенне, 55 лет от роду, подхватив малярию в Венеции, куда он отправился заключать договор от имени приютившей его равеннской синьории.
"Божественную комедию" иллюстрировали многие выдающиеся художники, начиная с Сандро Боттичелли. Не говоря уж про классический цикл гравюр Густава Доре и вольные офорты Сальвадора Дали. Выставка в Пушкинском музее показывает последние достижения на этом поприще - от художников, которые работают в русле традиции (Миммо Паладино, Моника Бейснер, Том Филлипс), до тех, кто применяет цифровые технологии – самостоятельно (Эмилиано Понци) или сочетая их с карандашным рисунком (Паоло Барьбери). Так что зрителя ждет настоящее путешествие по современной визуальной культуре – разнообразной и многогранной, как сама фундаментальная поэма Данте.
Девять сериграфий Тома Филлипса (1982), отобранные из ста тридцати девяти иллюстраций, – пример создания оригинального языка, в котором непосредственность поп-арта соединяется с поиском новых выразительных средств.
Совсем иные по духу иллюстрации яичной темперой, созданные Моникой Бейснер (2001) – первой женщиной, которая проиллюстрировала всю «Божественную комедию»: работы Бейснер, полные мельчайших деталей, восходят к традиции, заложенной еще в кватроченто Джованни ди Паоло.
Миммо Паладино (2020), напротив, выбирает экспериментальный рисунок, стремясь нащупать архаичные корни дантовской поэмы: художник действует как шаман и в то же время трактует стихи Данте в русле собственной поэтики.
Все названные выше художники применяют традиционную технику, зато Паоло Барбьери и Эмилиано Понци (оба иллюстрировали Данте в 2012 году) идут иным путем. Барбьери соединяет традицию и новаторство: зритель может увидеть, как карандашный набросок превращается в яркое красочное изображение, а атмосфера фэнтези рождает совершенно новую интерпретацию поэмы. Со своей стороны, Понци использует цифровую технологию, создавая сюрреальное, проникнутое тревогой пространство и прочитывая Данте в холодном, современном ключе.