Текст: Игорь Карнаухов
В Прикамье проводили в последний путь поэта Анатолия Гребнева. Видный пермский литератор скончался на 81-м году жизни.
Толя Гребнев появился на свет в селе Чистополье в Кировской области в крестьянской семье 21 марта 1941 года (С конца девяностых этот день весеннего равноденствия стал отмечаться как Всемирный день поэзии. Красноречивое оказалось совпадение. – Авт.). Родившись за три месяца до начала Великой Отечественной, он принадлежал поколению «детей войны», что не могло не отразиться на его творчестве. Спустя тридцать лет Гребнев навестил подо Ржевом братскую могилу, в которой среди 12 тысяч воинов прах и его отца…
Писать стихи Анатолий начал в юности, но поступил в Перми в медицинский институт. И состоялся и как врач, и не бросил этой профессии ни по окончании Литературного института им. А. М. Горького, куда поступал на заочное, ни после принятия в Союз писателей СССР в 1978 году. Работу в медицине он оставил недавно.
Первая публикация состоялась в молодости, в 1959 году. На сегодня же печатное наследие Гребнева составляет более двух десятков книг, изданных в Перми, Москве, Кирове и Петербурге за без малого полвека литературной деятельности. Основные сборники: «Приволье» (1972), «Зелёный колокол» (1978), «Задевая за листья и звёзды» (1984), «Берёза. Иволга. Звезда» (1985), «Черёмуховый холод» (1988), «Храм» (1991), «Колокольчика вятского эхо» (1995).
В 2007 году шестидесятишестилетний на тот момент поэт стал первым лауреатом премии им. Алексея Решетова, учрежденной тогда правительством края для всего Большого Урала, – за книгу «Последней войны соловьи» (2005), – и литературной общественностью Прикамья это присуждение было воспринято как должное. Он во многом и воспринимался как продолжатель решетовской лирической линии в пермской поэзии, но кировчанина отличала бо’льшая гражданственность.
С Решетовым Анатолий Григорьевич был знаком, и березниковский самородок высоко ценил товарища по цеху. Как свидетельствует друг и биограф Гребнева Виталий Богомолов, о стихотворении «Метельный вальс», написанном в 1990 году, Алексей Леонидович, выдающийся мастер короткого стиха, сказал: «Надо же, такое длинное стихотворение – и ни одного лишнего слова!» И добавил: «Если б я полетел в космос, взял бы это…»:
- ...Бушует вселенская вьюга,
- Сливаются в хор голоса...
- Плечом я почувствую друга,
- Очнусь
- И открою глаза.
- Увижу – стакан мой не допит.
- Мы с другом в застолье одни.
- И шепчет услужливый опыт,
- Что лучшие прожиты дни.
- Сошли с карусельного круга,
- Исчезли, как тени, скользя,
- Прекрасные наши подруги,
- Старинные наши друзья.
- И мы покаянно итожим
- Всё то, что ушло навсегда:
- Мы даже заплакать не можем,
- Как в юные наши года…
«Я не видывал, когда бы так, как он, жили внутри поэзии, – говорил о нем его друг Владимир Крупин (Москва). – Изумляет его знание как классики, так и современников. Его способность к экспромтам восхитительна, а для него естественна как дыхание».
Душой компании Анатолий Григорьевич, впрочем, был не только когда говорил стихами, но тем более, когда брал в руки гармонь!..
Кроме Решетовской, Гребнев был и кавалером премии и им. Николая Заболоцкого (2008), и «Имперской культуры» (2004). Дважды лауреат премии Пермского края в области культуры и искусства.
Свои соболезнования по поводу кончины классика пермской литературы принес Союз писателей России. После прощания в Перми поэта увезли на Кировщину, чтобы согласно его последней воле предать земле в родном селе.
- ***
- Помню, в детстве упал я в траву
- И, впервые,
- В беспомощном плаче
- Содрогнулся душою ребячьей:
- Я узнал, что я тоже умру.
- Поседел я теперь, но однако,
- Горе горькое знавший не раз,
- Я бы снова об этом заплакал,
- Но уже
- не умею
- сейчас…