САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Музей Астафьева в Чусовом переехал к железнодорожникам

Литературная экспозиция покинула исторический подвал, в котором будущий классик работал вахтером и написал первый рассказ в журнале дежурств. Почему хранители памяти о писателе не возражали, а даже рады?

Виктор Петрович Астафьев / wikipedia.org
Виктор Петрович Астафьев / wikipedia.org

Текст: Игорь Карнаухов

Музей Виктора Астафьева в городе Чусовом (Пермский край) сменил один из адресов. Главная, литературная, экспозиция покинула подвал дома № 38 на ул. Фрунзе и переехала в бывший Дом культуры железнодорожников.

Конечно, то было глубоко символическое местоположение – находиться на том самом месте, где более семи десятилетий назад вахтер колбасного цеха с фронтовым опытом за плечами написал свой первый рассказ, в котором впоследствии Валентин Курбатов усмотрел ни больше ни меньше первенца «литературы лейтенантов», само рождение новой на тот момент прозы о Великой Отечественной, создававшейся уже, связанной позднее также с именами Вячеслава Кондратьева, Юрия Бондарева, Василя Быкова, Евгения Носова и других мастеров советского времени.

Но, увы, в старой кирпичной трёхэтажке очень изношенные коммуникации, по причине чего помещение экспозиции то и дело страдало от коммунальных аварий, усугублявшихся безответственным поведением здешних жильцов…

Здесь же, на новом месте, в распоряжении ревнителей памяти о классике – три светлых чистых просторных зала, которые заполняются книгами Астафьева на разных языках, фотоколлажами, произведениями изобразительного искусства, вдохновленными творчеством Виктора Петровича, – как и на старом месте, взоры сразу привлекает скульптурная композиция Николая Хромова «Царь-рыба». Площадь залов, располагаемых музеем в ДКЖ, больше, чем те, что были в историческом подвале. Не говоря уже о том, что на новом месте руководство музея избавлено от беспокойства по поводу арендной платы. Интерьер прежней экспозиции в историческом подвале может быть воссоздан развертыванием фотодиарамы.

На фото с церемонии открытия новой мемориальной доски: четвертый слева — упомянутый в тексте Владимир Якушев, председатель правления краевой организации Союза писателей России, рядом (четвертый справа) — Геннадий Вершинин. Фото: Игорь Карнаухов

Главным соседом литературного музея на новом месте является теперь музей тылового эвакогоспиталя № 2569. Имеется и другая перекличка с жизненным путем писателя.

В ознаменование новоселья в одной из аудиторий в Доме культуры железнодорожников открыта мемориальная доска – копия той, что семнадцать лет назад появилась непосредственно на чусовском вокзале. Друг от друга они отличаются одной фразой: на той, что на вокзале, указано, что будущий знаменитый писатель В. П. Астафьев работал здесь дежурным в 1945–1946 годах... После того как молодой инвалид войны осенью 1945 года приехал с обретенной в прифронтовом тылу женой в ее родной город, свою первую работу на «гражданке» он нашел на той самой станции, на перрон которой сошел с поезда; опыт того времени впоследствии был отражен Астафьевым в повести «Весёлый солдат» (1998).

Ту доску на вокзале в 2005 году открывали Валентин Курбатов, Михаил Кураев и одна из победительниц Малых (юношеских) Астафьевских чтений, которые тогда проводились всего второй год.

Фото: музей Астафьева в Чусовом

Теперь право снять занавесь с нового экспоната в ДКЖ было предоставлено пермским писателям Владимиру Якушеву и Геннадию Вершинину.

Осенью 2022 года чусовской музей Астафьева отметит двадцатилетие своей деятельности.