САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Как сохранить и отстоять себя

Издательство «Есть смысл» запустило сбор средств на издание серии книг «Так можно»: об отношениях с трудными родителями, общении на болезненные темы и выходе из абьюзивных отношений

Коллаж: ГодЛитературы.РФ. Обложка и фрагмент книги предоставлены издательством
Коллаж: ГодЛитературы.РФ. Обложка и фрагмент книги предоставлены издательством

Текст: ГодЛитературы.РФ

«Наше общество сегодня поляризовано как никогда. Из-за несогласия по политическим, социальным, культурным вопросам мы не просто испытываем дискомфорт в спорах, а рискуем утратить человеческие связи. Вместе с тем, нам — особенно в трудные периоды — очень нужна поддержка от членов нашей семьи, партнеров, друзей и коллег. Как же построить наполненные, по-настоящему близкие отношения, при этом не поступаясь своими ценностями и потребностями? Как сохранить себя — и не остаться в одиночестве?», — задают вопросы организаторы краудфандинговой кампании на платформе Planeta издательство «Есть смысл» фонда «Нужна помощь».

И для ответа на них предлагают серию из трех книг-практикумов «Так можно» об отношениях с трудными родителями, общении на болезненные темы и отстаивании своей позиции и выходе из абьюзивных отношений. Книги созданы ведущими мировыми психотерапевтами и призваны дать работающие инструменты для каждодневной практики. Как считают издатели, они будут полезны тем, кто пока не готов к длительной психотерапии, но при этом хочет решить проблемы коммуникации.

Издательство уже купило права на издание у авторов, перевело и отредактировало тексты. Все же собранные в ходе кампании средства пойдут на печать книг тиражом 2 000 экземпляров каждая.

«А если мы наберем больше денег — то сможем продолжить серию и выпускать новые практикумы, рассказывая о том, как можно заботиться о себе, взаимодействуя с другими», — говорят в издательстве.

ГодЛитературы.РФ предлагает ознакомиться с фрагментом одной из готовящихся к печати книг и, возможно, найти для себя что-то полезное.

Алисия дель Прадо и Анастасия Ким. Так можно: сохранить себя в разговорах на конфликтные темы, пер. Галины Гончаровой — М.: Есть смысл, 2022

Фигура собеседника существенно влияет на то, как мы ведем себя в диалоге. Давайте посмотрим, как могут различаться способы коммуникации в зависимости от того, с кем вы общаетесь.

Конструктивная беседа с членами семьи

Разговор с семьей может оказаться непростой задачей. У многих из нас есть члены семьи, которых мы ценим, но при этом бываем с ними не согласны. Члены семьи обладают способностью особенно изощренно «залезть под кожу». Поэтому конструктивные беседы с семьей бывают особенно эмоциональными и могут вызвать растерянность у всех участников. Вам поможет действовать восстановленная связь с ценностями, наиболее важными для вас и вашей семьи.

АНАЛИЗ СЛУЧАЯ

Анна была на седьмом небе от счастья, когда ее парень Мухаммед, с которым они встречаются уже давно, сделал ей предложение. Она отлично ощущала себя в новом статусе невесты, и ей захотелось поделиться чудесной новостью с семьей и друзьями. Но ее сердце замирало при мысли о разговоре с родителями. Да, они очень ждали, что их дочь выйдет замуж. Но были совершенно не в восторге от Мухаммеда, еще когда он был просто ее парнем, — что уж говорить о том, чтобы Анна вышла за него! Несмотря на кажущуюся атмосферу открытости в семье, родители всегда однозначно давали Анне понять, что она должна связать свою жизнь с человеком из той же культурной и религиозной среды, что и ее семья. Давайте представим, как Анна могла бы завести разговор с родителями о недавней помолвке с Мухаммедом.

Шаг 1 — Цель. Поскольку Анна питает глубокое уважение к своим родителям, ей хочется быть с ними честной и рассказать о помолвке тут же, не откладывая.

Шаг 2 — Барьеры. Это будет нелегко. Анна боится последствий. Она спрашивает себя: Отвергнут ли меня родители? Отвергнут ли они Мухаммеда? Будут ли они присутствовать на свадьбе? У нее есть сомнение, удастся ли сохранить самообладание и общаться с родителями уважительно, если они не одобрят ее выбор. В конце концов, это ее мама и папа, и она их очень любит. Но она любит Мухаммеда и больше всего на свете хочет стать его женой. Ставки высоки.

Шаг 3 — Ценности. Анна знает, что ей важны следующие ценности: любовь, уважение и честность. Она любит родителей, искренне ценит их отношение к себе и то, что они долгие годы многим ради нее жертвовали. Она не считает, что своим решением выйти замуж за Мухаммеда умышленно выразит неуважение к пожеланиям своих родителей. Однако она полагает, что родители воспримут ее выбор как отказ от их ценностей и христианской веры. Помня обо всех своих опасениях, Анна делает несколько глубоких вдохов и старается думать о предстоящей беседе, опираясь на ценности любви, уважения и честности — чтобы быть уверенной в своих действиях.

Шаг 4 — Создание условий для беседы. Анна решила поехать к родителям в воскресенье и пойти с ними в церковь. После церкви они собирались пойти позавтракать в одно из их любимых заведений. Анна решила, что поговорить с родителями после еды — это хороший вариант. Она помнит, что когда была ребенком, в их семье была традиция устраивать «семейные посиделки» после ужина, и поэтому чувствовала себя комфортно, начиная беседу похожим образом. Когда нужный момент наступил, Анна обратилась к родителям и твердым голосом сказала: «Для меня очень важно быть с вами честной, и поэтому я решила рискнуть и рассказать вам одну новость». Обычно Анна скрещивает руки во время трудных разговоров, но в этом случае она сознательно держала их вдоль туловища, чтобы родители не восприняли ее позу как закрытую.

Шаг 5 — Действие. Анна перешла к действиям — она протянула руку, взяла мамину руку в свою и спокойно сказала: «Мама, папа, я очень люблю вас обоих. Поэтому я хочу вам рассказать, что мы с Мухаммедом решили пожениться. Я так счастлива! Он для меня такая же важная часть жизни, как и вы оба. Ваше мнение очень много для меня значит. Поэтому я хочу, чтобы мы общались открыто, как и прежде. Что вы об этом думаете?»

Обратите внимание: когда Анна начинает разговор, она поясняет, почему его инициирует — потому что она любит и уважает своих родителей, они для нее очень важны. Стали понятными ее ценности — любовь, уважение и честность. Затем она делится своим опытом — тем, что она счастлива быть невестой Мухаммеда. И наконец, ее запрос — чтобы родители поделились своими мыслями и чувствами по поводу этой новости. Не последнюю роль сыграла манера говорить — тон и громкость голоса, темп речи; невербальная коммуникация; выбор времени для беседы.

Анна не может контролировать то, как в конечном итоге отреагируют ее родители. Однако она сделала все возможное, чтобы родители максимально позитивно отреагировали и на ее новость, и на ее желание общаться конструктивно и уважительно.

КАКИЕ СЛОВА ИСПОЛЬЗОВАТЬ В РАЗГОВОРЕ

Давайте рассмотрим несколько примеров того, какими конкретными фразами сопровождается конструктивное общение с разными членами семьи.

Родители и старшие

Наши родители способны вывести нас из себя так, как не получится ни у кого другого — сколько бы эти «другие» не пытались. Особенно язвительными могут быть бабушки и дедушки. Вместо того чтобы списывать это на различия между поколениями, попробуйте поговорить с ними на эту тему.

Мы надеемся, что приведенные ниже примеры фраз помогут вам продвинуться.

  • «Ты важный человек в моей жизни, и я очень тебя уважаю. [Почему] Раз я тебя уважаю, то хочу быть честным(ой) и сказать тебе, что мне очень обидно, когда ты высказываешь расистские оскорбления в отношении определенных людей. [Опыт] Я знаю, что ты не имеешь в виду ничего дурного, но определенно, меня это очень беспокоит. Мне очень важно знать, что мы можем поговорить об этом. [Запрос]»
  • «Я горжусь тем, что я твоя дочь. [Почему] Однако мне тяжело слышать, как ты говоришь о женщинах унизительные вещи — на мой взгляд. [Опыт] Может, я неправильно поняла, что ты имеешь в виду. Если ты можешь поговорить, то я бы с радостью обсудила это подробно. [Запрос]»
  • «Я не совсем уверена, как лучше это сказать, потому что я очень тебя уважаю. [Почему] Когда ты сказал мне и моей девушке, что "брак должен заключаться только между мужчиной и женщиной", то очень меня обидел. [Опыт] Я знаю, что ты меня любишь, но я не понимаю, почему ты это сказал — ведь ты должен понимать, что если мы лесбийская пара, то сказать такое значит наверняка нас обидеть. Объясни мне, что ты имел в виду? [Запрос]»

Дети

Часто именно дети не хотят разговаривать с родителями и прислушиваться к ним. Если вы родитель, можете проверить, подойдут ли вам такие конструкции.

  • «Как твой папа, я очень сильно тебя люблю, и я всегда на твоей стороне. [Почему] Когда ты сказал "это так по-гейски", я был поражен, потому что хочу, чтобы ты уважал всех людей, независимо от того, кто им нравится или кого они любят. [Опыт] Думаю, ты ничего такого не имел в виду, но для многих людей эта фраза звучит очень обидно и унизительно. Мы можем об этом поговорить? [Запрос]»
  • «Эй, сынок, сегодня твой учитель сказал, что кто-то высмеял твое имя. [Опыт] Что ты чувствуешь по этому поводу? [Запрос] Я хочу, чтобы ты знал — я всегда буду рядом, чтобы выслушать, защитить и помочь, когда тебе это понадобится. [Почему]»

Супруги и партнеры

Общаясь с партнером, помните о позитивных случаях, когда вам в результате переговоров удавалось находить общий язык. И держите в уме, что ради отношений с близким человеком стоит постараться быть максимально конструктивным.

  • «Мы давно вместе, и наши отношения много значат для меня. [Почему] Я знаю, что иногда избегаю говорить о проблемах, которые, как мне кажется, могут привести к спорам. Но в последнее время меня занимает один вопрос, связанный с Джоном, и я хочу с тобой об этом поговорить. Я хочу поддержать Джона в том, что он носит одежду, в которой чувствует себя наиболее комфортно. [Опыт] Я знаю, что ты испытываешь по этому поводу сильные чувства. Я знаю, ты не хочешь, чтобы он носил "девчачьи" вещи. Но я думаю, что важно поддержать Джона. Мы можем попробовать разобраться в этом вместе? [Запрос]»
  • «Я хочу понять, почему ты всегда пренебрежительно говоришь о бездомных, когда мы проходим мимо них на улице. [Запрос] Я каждый раз вздрагиваю, когда слышу, как ты недовольно бормочешь что-то себе под нос. [Опыт] Я люблю тебя и очень уважаю [Почему], и эта твоя черта совершенно сбивает меня с толку».

Дальние родственники

В категорию таких родственников могут попадать наши взрослые братья и сестры, родные и двоюродные, а также тети, дяди и другие родственники. Мы видимся с ними не так часто, поэтому можем уступить соблазну в принципе избегать конструктивных бесед — особенно если встречаемся только по праздникам. Но перспектива прекрасно проводить время вместе, не чувствуя, что вы ходите по тонкому льду, может стоить усилий.

  • «У нас разные взгляды на иммиграцию, и мы тщательно избегаем этой острой темы. [Опыт] Но мы одна семья, и мы заботимся друг о друге. Так что я действительно считаю, что нам стоит об этом поговорить. [Почему] Моя цель состоит не в том, чтобы изменить ваше мнение. Однако я была бы рада, если бы мы могли выслушать друг друга с уважением. [Запрос]»
  • «Ты всегда занимал в моем сердце особое место. Я знаю, насколько ты умен, и очень уважаю твои идеи и убеждения. [Почему] Но я совершенно обескуражен тем, что ты решил не поддерживать этого политика только из-за того, что он как-то глупо высказался о женщинах несколько лет назад. [Опыт] Вместо того, чтобы ругать друг друга в близком кругу, я надеюсь, мы можем набраться смелости и обсудить это открыто и честно. [Запрос]»

Конструктивная беседа на работе

Как правило, в каждой семье есть своя динамика и подводные течения, которые могут затруднить прямое общение. То же самое верно и про работу — внутри рабочих коллективов также есть свои нюансы, сложности, культура и корпоративная этика, которую необходимо соблюдать.

Многие проводят на работе больше времени, чем дома, и поэтому имеет смысл подготовиться к конструктивным беседам о корпоративной культуре. Мы считаем, что такие беседы могут быть эффективными несмотря на то, что с учетом расстановки сил в рабочей иерархии это будет сложным и щепетильным делом. Такие беседы очень нужны, чтобы создать на рабочем месте здоровую и инклюзивную атмосферу.

АНАЛИЗ СЛУЧАЯ

Рассмотрим сценарий, связанный с корпоративной средой. Одним из пунктов повестки рабочего совещания было ежегодное обязательное обучение по теме разнообразия, которое должны пройти все сотрудники. Вален, единственная чернокожая женщина на совещании, делится личным опытом работы в компании и говорит, что временами ощущает себя в изоляции на рабочем месте. Другая сотрудница, белая женщина Дженнифер, не согласна с тем, что это обучение должно быть обязательным, и сомневается в его пользе. Дженнифер выражает опасение, что расовым проблемам будет уделяться чрезмерное внимание — в ущерб другим важным вопросам. Кевин — координатор этой встречи. Сейчас мы покажем, как он действует и применяет описанные выше шаги.

Шаг 1 — Цели. Цели Кевина состоят в том, чтобы содействовать успешному исходу совещания, а значит, чтобы все пункты повестки дня были рассмотрены и каждый смог высказаться и быть услышанным.

Шаг 2 — Барьеры. Кевин выделяет следующие барьеры: он работает в компании не так давно и не уверен в том, как его воспринимают и как к нему относятся другие сотрудники. Неуверенность Кевина может негативно повлиять на его готовность брать на себя ответственность и высказывать свое мнение.

Шаг 3 — Ценности. Кевин ценит храбрость, силу и работу в команде. Он считает, что стоит следовать этим ценностям, даже когда он чувствует себя неуверенно и сталкивается с вызовами.

Шаг 4 — Создание условий для беседы. Кевин говорит: «Я заметил, что настроение участников изменилось. Эту тему трудно обсуждать, но мне бы хотелось вернуться к пункту повестки о ежегодных программах обучения по теме разнообразия».

Шаг 5 — Действие. «Мы уже выслушали некоторые важные мнения по этому вопросу. Спасибо. Коллеги, я надеюсь, мы сможем открыто и уважительно высказывать свои мысли и делиться опытом. Так что давайте потратим на это еще немного времени». Кевин может действовать в зависимости от того, кто возьмет слово следующим. Если не выступит никто, то он может предпринять дополнительные действия: «Я хотел бы дать слово тем, кто еще не высказался», или «Я действительно хочу найти причину изоляции Вален. Что мы можем сделать со стороны компании, чтобы наше рабочее пространство стало более инклюзивным?» или «Я понимаю, как трудно говорить на эту тему. Я сам работаю в компании недавно и также пытаюсь понять, что думаю и чувствую по поводу этой идеи. Также я верю, что если мы все выскажемся и примем участие в обсуждении, то станем сильной командой».

КАКИЕ СЛОВА ИСПОЛЬЗОВАТЬ В РАЗГОВОРЕ

В каждой организации, будь то сфера общепита, розничной торговли или корпоративный сектор, имеется свой набор рабочих ценностей и норм. Кроме того, эффективность бесед зачастую зависит от расстановки сил в рабочей иерархии. Вот какие фразы можно использовать в разговорах.

С руководителем

По вполне понятным причинам сотрудник может беспокоиться и задаваться следующими вопросами:

Что произойдет, если я затею разговор?

Повлияет ли это на результаты ежегодной оценки моей работы?

Не поставит ли это под угрозу мой карьерный рост внутри компании?

Если это ваша ситуация, вы можете использовать следующие подходы:

  • «Я думал о том, что мы обсуждали вчера на еженедельной встрече и не совсем понял то, что вы сказали. [Опыт] Я бы хотел продолжить обсуждение, потому что и работа, и профессиональные отношения — это очень важная часть моей жизни. [Почему] Когда мы могли бы поговорить? [Запрос]»
  • «Я не согласен с вашим сегодняшним решением. [Опыт] Я уважаю вас как лидера и знаю — вы прежде всего думаете о том, что будет лучше для компании. [Почему] Надеюсь, вы не откажетесь подробнее рассказать о том, почему вы решили именно так. Я также надеюсь, что смогу поделиться некоторыми идеями насчет возможных вариантов. [Запрос]»

С сотрудником

Менеджеры и руководители могут задаваться следующими вопросами:

Если я подниму эту тему, как это повлияет на мои отношения с сотрудником?

Не снизит ли это продуктивность его работы?

Не создаст ли это ненужную панику в компании?

  • «Я ценю тебя и твой вклад в компанию, поэтому хотел бы поговорить с тобой напрямую [Почему]. Я получил обратную связь с собрания персонала, что некоторые твои высказывания были настораживающими. [Опыт] Я хотел бы услышать твою точку зрения на то, что произошло. Я также хочу поговорить с тобой об этих претензиях прямо и открыто. Надеюсь на столь же честный разговор с твоей стороны». [Запрос]

С коллегой

Поскольку многие люди проводят на рабочем месте значительное время, то их ключевой социальной группой часто становятся коллеги. В разговоре мы можем опасаться следующего:

Не лишусь ли я компании за обедом?

Будут ли другие коллеги осуждать мои действия, сплетничать обо мне?

Ниже мы приводим способы начать диалог, которые могут быть вам полезны.

  • «В нашей лаборатории царит поразительная сплоченность. Я рад, что мы члены одной команды, и я верю, что мы можем обсуждать любые вопросы [Почему]. Поскольку мы все заодно, я хотел бы поговорить с тобой на одну важную тему. [Запрос] Я невольно стал свидетелем того, как ты обсуждаешь внешность одной из наших коллег. То, что я услышал, заставило меня почувствовать себя неловко. Я не уверен, что именно ты имел в виду, поэтому хотел бы прямо спросить тебя об этом [Опыт]".
  • «На работе я всегда с нетерпением жду ваших беззаботных шуток — вы помогаете всем пережить долгий рабочий день! [Почему] Но когда я услышала, как вы пренебрежительно пошутили о единственном пожилом человеке в офисе, то, честно говоря, была шокирована и потеряла дар речи. [Опыт] Я знаю вас и знаю, что вы не имели в виду ничего дурного, но я хотела бы поговорить с вами о том, почему я считаю эту шутку такой оскорбительной. Мне также хотелось бы услышать, почему вы так сказали. [Запрос]»

В рабочем классе

Как профессора психологии, мы регулярно собираем письменные отзывы студентов в середине семестра, чтобы узнать, как идут дела. Однажды пара учеников в классе Алисии анонимно выразили острое беспокойство тем, что трое парней в классе из двадцати человек доминируют в дискуссиях, берут слово первыми и занимают много общего времени.

Цель Алисии состояла в том, чтобы создать в классе атмосферу позитивного отношения к мультикультурности. Опираясь на ценности разнообразия и цельности, она проработала внешний барьер — ограниченное время занятий и риск того, что студенты негативно оценят курс, а также свой внутренний барьер — неуверенность в себе. Ей нужно было рассказать классу о полученных отзывах и позаботиться о пространстве для обсуждения. В частности, Алисия создала условия для беседы таким образом: «Я получила от двоих из вас важные отзывы и хотела бы выделить время, чтобы рассказать о них и обсудить их со всеми. Хоть это и меняет план сегодняшнего урока, думаю, оно того стоит».

Переходя к действиям, Алисия сказала: «Создание инклюзивного сообщества студентов и преподавателей — это важная часть обучения. В середине семестра двое из вас написали в отзыве, что деморализованы динамикой в группе. Если конкретно, то речь шла об опасениях по поводу того, что студенты-мужчины отнимают много времени на занятиях и перетягивают внимание на себя, стремясь первыми взять слово и долго говорить. Я тоже это заметила, и хотела бы обсудить эту тенденцию, чтобы понять, как к этому относятся остальные». Затем Алисия попыталась прямо обсудить вопрос со студентами. Она довела дело до конца и создала в классе культуру открытого обсуждения проблем.

Начатая конструктивная беседа проложила путь к рассмотрению гендерных норм и обсуждению того, как они влияют на динамику в группе. Если бы Алисия не предприняла никаких действий, то, скорее всего, недовольство в классе бы выросло, учебная среда испортилась бы, и те студенты, которые имели смелость высказать свое мнение, почувствовали бы, что это было бесполезно, а студенты-мужчины так и не узнали бы о том, как сильно они влияют на других.

Конструктивная беседа с незнакомцем

Не так уж редко возникают ситуации, когда необходимо и уместно высказать свое мнение и сделать это громко и убедительно. Обычно мы начинаем сложный разговор с малознакомым человеком, чтобы защитить себя и то, во что мы верим, высказаться в поддержку какого-либо человека или группы людей, которые нам небезразличны.

И вот какие мысли могут у вас появляться:

Если я сейчас ничего не скажу, то как этот человек узнает, что меня это беспокоит?

Если я не буду действовать, то стану частью проблемы.

Вам важно высказаться, потому что защитить другого человека или постараться восстановить справедливость важно для вашей идентичности.

В разговоре с незнакомыми людьми у вас нет истории отношений, чтобы на нее опереться. Нет информации о человеке, с которым вы собираетесь завести разговор, поэтому стоит приготовиться к ответам в диапазоне от открытости и извинений до гнева и потока критики.

Если по какой-то причине вы не уверены в своей физической безопасности, мы настоятельно рекомендуем вам выдержать паузу и взвесить риски. В любом случае нужно для начала разобраться в возникшей ситуации, а не действовать сгоряча.

АНАЛИЗ СЛУЧАЯ

На выходе из самолета Джефф замечает Аву, которая идет, выставив впереди себя трость, и выглядит как слепая. Ава разговаривает с двумя сотрудниками авиакомпании. Джефф наблюдает, как сотрудник-мужчина пытается усадить Аву в инвалидное кресло и помочь ей, взяв ее сумки без разрешения.

Сначала Ава пытается сообщить ему, что она не просила предоставлять ей инвалидную коляску. Похоже, что сотрудник авиакомпании в недоумении и настаивает, чтобы она села в инвалидное кресло. Ава сердится и повышает голос, говоря, что тот ее не слушает.

Джеффа одолевают сомнения. С одной стороны, ему хочется вмешаться и поддержать Аву, но с другой, ему не хотелось бы вести себя так, словно Ава не способна справиться самостоятельно. Джефф понимает, что его участие в ситуации может выглядеть так, будто здоровый мужчина бросается «спасать» женщину с инвалидностью. Джефф не хочет, чтобы его действия выглядели снисходительными, сексистскими или дискриминационными. У Джеффа есть подруга с ДЦП, которая передвигается в инвалидной коляске и часто рассказывает ему о своих трудностях с различными авиакомпаниями, поэтому Джефф чувствует личную связь с ситуацией Авы.

Прежде чем приступить к действиям, Джефф решает прощупать почву и создать условия для беседы. Он говорит Аве: «Извините, мне трудно не вмешиваться и ничего не говорить, когда похоже, что вас не слушают. Но также я не хочу переходить границы. Буду рад помочь, если это понадобится».

Затем Джефф слушает Аву, чтобы понять, действительно ли она нуждается в помощи и не будет ли возражать, если он вмешается. Получив одобрение, Джефф говорит сотруднику авиакомпании: «Извините, сэр, похоже, вы хотите помочь, и это здорово. [Почему] Однако я вижу, что возникло серьезное недопонимание. Похоже, ваша клиентка дает вам понять, что ей не нужна помощь, но вы настаиваете, что помощь ей необходима. Я такой же клиент, и мне не нравится то, как решается этот вопрос. [Опыт] Существует ли определенная политика авиакомпании, которую вы обязаны соблюдать и о которой мы не знаем? [Запрос]»

В этот момент слова Джеффа дают сотруднику некоторую обратную связь. Он высказывается с позиции такого же клиента, как Ава, то есть на равных с ней, выражает свои опасения и проявляет солидарность. Обращаясь к сотруднику авиакомпании, он старается не делать поспешных выводов и не подвергать его критике сразу. Этот пример показывает, как можно действовать в отношении незнакомого человека, если ситуация затрагивает третьих лиц.