Мы решили продолжить практику комментирования сочинений, которые поступают к нам со всех уголков страны. Предоставить свой текст для подобного разбора требует от учащихся немалого мужества, поэтому мы благодарим за доверие и умение прислушаться к конструктивной критике. Мы не будем указывать имена и города, чтобы и у вас, и у комментаторов были те же условия, перед которыми оказываются учащиеся и эксперты во время проведения реального ЕГЭ.
Тема: Какие темы чаще всего раскрывались в произведениях отечественных или зарубежных поэтов второй половины XX–XXI в.? (Не менее двух произведений по выбору)
Во многих стихотворениях отечественных поэтов звучит тема творчества. Рассмотрим, как она раскрывается в поздней лирике Б.Л. Пастернака.
Стихотворение "Нобелевская премия" было написано в 1959 году, через год после присуждения поэту международной награды. В этом произведении лирическое "Я" Пастернака выражает разочарование, что на родине творчество не признается. Лирический герой не понимает, почему общество не принимает его стихи, что передает Пастернак с помощью риторического вопроса: "Что же сделал я за пакость / Я убийца иль злодей?" Лирическое "я" осознает ценность поэзии, что показывает автор, используя гиперболу: "Я весь мир заставил плакать / Над красой земли моей". Также, несмотря на трудности, лирический герой верит, что его творчество не напрасно:
- Верю я, придет пора
- Силу подлости и злобы
- Одолеет дух добра.
Тема поэта и поэзии раскрывается в стихотворении "Быть знаменитым некрасиво". Лирический герой уверен, что цель творчества - самовыражение, а не слава:
- Цель творчества - самоотдача,
- А не шумиха, не успех.
Поэт раскрывает роль искусства с помощью метафоры: "привлечь к себе любовь пространства". Для лирического героя поэзия – смысл жизни, что показывает Пастернак, используя лексический повтор:
- Но быть живым, живым и только
- Живым и только до конца.
Наконец, тема творчества звучит в стихотворении "Ночь". Поэт доносит до читателя идею о том, что наряду с летчиками и кочегарами деятели искусства не перестают трудиться ночью, несмотря на усталость. Лирическое "я" призывает художников продолжать работать в темное время суток:
- Не спи, не спи, художник
- Не предавайся сну.
- Ты - вечности заложник
- У времени в плену.
В приведенных строках лексический повтор "не спи" выражает силу духа творческого человека. Метафора "вечности заложник" передает мысль о том, что искусство вечно.
В произведениях отечественных поэтов второй половины двадцатого века часто раскрывалась тема творчества. Так, в лирике Пастернака она занимала не последнее место.
279 слов
Критерии | Максимальный балл | Полученный балл |
1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие | 3 | 3 |
2. Привлечение текста произведения для аргументации | 3 | 3 |
3. Опора на теоретико-литературные понятия | 3 | 1 |
4. Композиционная цельность и логичность | 3 | 2 |
5. Соблюдение речевых норм | 3 | 2 |
6. Соблюдение орфографических норм | 1 | 1 |
7. Соблюдение пунктуационных норм | 1 | 1 |
8. Соблюдение грамматических норм | 1 | 1 |
Итого: | 18 | 14 |
Комментарий Татьяны Шипиловой (аспирантка Литературного института им. А. М. Горького, репетитор с 10-летним стажем, руководитель видеокурса «Год ЕГЭратуры»)
Неплохое сочинение, которое можно структурно доработать, и будет совсем хорошо. Основная проблема с композиционными элементами - введением и заключением. Создаётся ощущение, что учащийся просто не знает, как они пишутся. Во введении - общие слова, отсутствие тезиса. Заключение - просто перепись введения. За композицию в таком случае будет оценка снижена.
Есть вопросы к терминологии. Уж не знаю, откуда берутся все эти "лирические "я" и "лирические субъекты". Подозреваю, ученики, которым в школе с раннего возраста вдалбливают мысль о том, что если у тебя слишком часто повторяется какое-то слово в сочинении, то тебя за это обязательно накажут плохой оценкой, свято верят, что нужно постоянно придумывать какие-то синонимы всему вообще. Только странно, что это распространяется на лирического героя, а не, например, фамилию автора. Вообще в кодификаторе нет никаких субъектов и лирических "я", есть только лирический герой. Откуда ученики знают эти два термина, догадаться, видимо, несложно: от учителей/репетиторов и/или из интернета. В первом случае обидно, что учителя не объясняют разницу между понятиями, ведь не просто же так это три разных термина. Во втором - тоже обидно, что ученики не решаются посмотреть в кодификатор или спросить у учителя, а нужно ли так заморачиваться с синонимом к термину лирического героя.
А заморачиваться не нужно. За повтор термина никто баллов не снизит, поэтому можно смело использовать один и тот же термин, в крайнем случае, где это возможно, заменять на просто местоимение "он".
Слишком часто повторяющуюся фамилию можно заменить на "автор", "поэт", "писатель", "драматург" - в зависимости от ситуации.
Есть ошибка в применении термина, что ведёт за собой сразу снижение баллов за К3 даже при условии, что все остальные термины использованы верно и по назначению:
- "ценность поэзии, что показывает автор, используя гиперболу: "Я весь мир заставил плакать / Над красой земли моей" - это не гипербола, а метонимия, а если быть совсем точной, то синекдоха.
Есть речевые и логические ошибки, которые в совокупности тоже могут испортить впечатление от сочинения:
- "Также, несмотря на трудности, лирический герой верит, что его творчество не напрасно..." - почему тут стоит "также", когда явно напрашивается "но"?
- "Поэт раскрывает роль искусства с помощью метафоры: "привлечь к себе любовь пространства" - не совсем понятно, как может эта метафора раскрыть роль искусства.
- "Лирическое "я" призывает художников продолжать работать в темное время суток..." - про "лирическое "я" уже говорить не буду, но вот уточнение про темное время суток явно лишнее.
Ну и, как было сказано выше, самая большая проблема с введением и заключением. Их нельзя писать "на отвали", они являются композиционной частью сочинения, и если написаны плохо, то влекут за собой снижение баллов за К4.
Во введении нет тезиса, только заявка на тему. Можно сначала объяснить, как конкретно эта тема раскрывается у Пастернака, отталкиваясь от того, что излагается в аргументах. Например:
Во многих стихотворениях отечественных поэтов звучит тема творчества. Б.Л. Пастернак также часто к ней обращался, отражая разные эмоции, которые вызывает поэзия у настоящего творца. Рассмотрим, как раскрывается эта тема в поздней лирике поэта.
Потом идут аргументы, а далее заключение, которое теперь писать совсем легко, ведь уже задана тональность и тезис аргументирован, нужно только подвести итог. Например:
Как видно из вышеизложенного, тема творчества серьёзно интересовала поэта. В своих стихотворениях он отражает сложности, с которыми может столкнуться человек искусства, но при этом сам Пастернак верит, что поэзия способна изменить мир в лучшую сторону и давать силы человеку для созидания прекрасного.