Текст: Кристина Куплевацкая
Текст предоставлен в рамках информационного партнерства «Российской газеты» с газетой «Красный север» (Салехард).
Лето в нашем северном регионе всегда было не просто временем года, но ещё и сезоном массовых отпусков. Большинство ямальцев стремятся отдохнуть именно в эти месяцы. Те, у кого не получается уехать на «большую землю», пытаются создать соответствующую атмосферу здесь — всё чаще северяне покупают или арендуют участки в дачных посёлках. Может, вырастить роскошный урожай в зоне рискованного земледелия и не получится, а вот полежать в выходные с книгой в гамаке — легко. В сегодняшнем обзоре расскажем о трёх небольших нон-фикшн произведениях, с которыми можно приятно провести летний вечер.
Нора Буаззуни. «Стейксизм»
Пер. с фр. В.М. Липки - М.: Рипол-Классик, 2022 - 192 с.
«Стейксизм» может заинтересовать тех, кто интересуется современной гастрономической культурой, вопросами гендерного равенства и маркетингом. Нора Буаззуни, известная во Франции журналистка, активистка феминистского и экологического движения, рассуждает о том, под влиянием каких факторов еда становилась гендерно окрашенной. Например, почему мясо всё ещё считается сугубо «мужским продуктом», а попытки уменьшить его количество в рационе европейцев воспринимается как покушение на маскулинность? Как реклама спекулирует на стереотипах о женственности, чтобы продать нам йогурт и салат, прививая чувство вины за каждый лишний съеденный женщиной кусочек? Правильно ли продолжать укреплять миф о том, что мужчина нуждается в значительно большем количестве жирной и протеиновой пищи, чем женщина, когда на руках у нас результаты множества исследований о вреде красного мяса для здоровья?
«Стейксизм» — не большая научпоп работа, а эссе со множеством отсылок к другим книгам и исследованиям. Буаззуни обозначает основные «болевые» точки современного обеденного стола: мифологическое мышление, из-за которого возникло жёсткое деление на «мужские и женские» продукты (хорошее мясо — мужчинам, объедки — женщинам), объективация женщин в рекламе еды (кейсы представлены с возможностью продолжить изучение самостоятельно), неадекватные ожидания в быту (ведь именно женщина должна не просто регулярно готовить еду для всей семьи, но ещё и учитывать гастрономические предпочтения мужа и медицинские рекомендации его врача, при этом предполагается, что сама она будет есть шпинат и йогурт), феминизация групп продуктов и типов питания (тут опять включается магическое мышление, и суровые мужчины говорят, что чечевичный карри или миндальное молоко — это для женщин и нежных мальчиков).
От первобытно-общинного строя, через работы Галена, Аристотеля и Гегеля, к результатам современных медицинских исследований и многочисленных соцопросов — материал, который анализирует Буаззуни, более чем обширный. Выводы пока не радуют. Даже там, где общество демонстрирует что-то похожее на гендерное равенство, когда дело касается бифштекса, многие мужчины видят не кусок опасного красного мяса, а символ мужественности и власти.
Эрлинг Кагге. «Тишина в эпоху шума. Маленькая книга для большого города».
Пер. с англ. А. Мариловцева - М.: Альпина Диджитал, 2017 - 151 с.
Для маленького города эта книга подойдёт тоже, ведь настоящей тишины сейчас не найдёшь даже в самых отдалённых точках Земли.
Эрлинг Кагге — человек, мягко говоря, неординарный. В 1990 году с товарищем он совершил поход к Северному полюсу, через три года в одиночку, без связи с цивилизацией, прошёл 1300 километров за 50 дней и достиг Южного полюса. А ещё через год Кагге поднялся на Эверест. В общем, стал первым человеком, достигшим трёх «полюсов» Земли. После этих прогулок Эрлинг расстался с карьерой юриста, несколько курсов учился на философском факультете Кембриджа, вернулся в Норвегию и основал там книжное издательство. Этому человек, кажется, интересно всё, но речь не о поверхностном интересе. Когда у Кагге появился вопрос о том, что происходит под многомилионным городом, он лично спустился на пять суток под землю, чтобы исследовать тоннели и канализационную систему Нью-Йорка. Кроме того, норвежец считается большим ценителем и коллекционером современного искусства и — неожиданно — русских икон. А еще он отец трёх дочерей... Когда Эрлинг всё успевает, что позволяет ему одинаково внимательно исследовать совершенно разные области? Похоже, тишина.
Та самая внутренняя тишина, которой Кагге посвятил свою книгу. Норвежец пишет, что для многих тишина — это скука, хотя на самом деле это противоположные вещи. Ведь скука — это отсутствие смысла, а тишина полна смысла. Если резюмировать тридцать три небольшие заметки, из которых состоит книга, можно сказать, что тишина не отсутствие звука, а наличие пространства.
Пространства, свободного от суеты и тревоги, от мельтешения мыслей и внешних раздражителей, от долженствования и автоматизмов. Кагге пишет о той тишине, которую человек может находить внутри себя, даже когда вокруг гремит рок-концерт. Автор приводит выдержки из своих разговоров и переписки с различными людьми. Анализирует тексты норвежских поэтов, писавших о тишине, пересказывает ощущения популярного футболиста в миг перед ударом по воротам, цитирует Илона Маска, который рассказывает о концентрации для поиска новых идей, приводит воспоминания Марины Абрамович о её молчаливом перфомансе в музее МоМА. Говорит Эрлинг и о своих путешествиях, утверждая, что даже в одиночном походе к полюсу, когда вокруг стоит хрустальное беззвучие, тишина невозможна, если внутри тебя постоянно гремит и громыхает.
Кагге считает, что невозможность побыть в тишине и неумения создать тишину — печальные симптомы ухода из человеческой жизни близости, ведь «истинная близость возникает, когда нам удается какое-то время помолчать». Если вам нужна эмоциональная перезагрузка, обратите внимание на эту небольшую книгу.
Йен Хейдн Смит. «Главное в истории кино»
Пер. М. Захаров - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2021 г. - 224 с.
Йен Хейдн Смит — киножурналист, радиоведущий, писатель, редактор. Исследователь кино и фотографии, он много лет занимается изучением и анализом визуального искусства. Является членом жюри кинофестивалей в Чехии, Германии, Греции, Польше, Португалии и ЮАР. Как кинокритик и журналист Йэн регулярно участвует в передачах на Би-би-си, в британской программе Cinepolitics, пишет для нескольких изданий о кино и фотографии.
В книге «Главное в истории кино» Смит не стремится рассказать обо всём, что происходило в этом искусстве со времён его появления до наших дней, да это и невозможно сделать в работе столь скромного объёма. Но автору удаётся ёмко рассказать о самых значимых вехах развития кино.
В книге четыре раздела: жанры, ключевые фильмы, направления и приемы. Каждый из них можно читать в любом порядке, а в нижней части страниц имеются перекрёстные ссылки на другие разделы. Под чертой изложены ключевые достижения и биографии режиссеров.
Если вы до сих пор были только зрителем и совсем не заходили на поле исследования кинематографа, эта книга отлично вам подойдёт. От «Броненосца «Потёмкин» Эйзенштейна до «Ромы» Куарона, от вестерна и нуара до фильмов о супергероях и мокьюментари…Польская школа кинематографа и французская новая волна, зум и параллельный монтаж... После прочтения «Главного в искусстве кино» вы начнёте понимать фильмы чуть глубже и даже сможете организовать для друзей киноклуб — а это, согласитесь, неплохой способ провести приятный летний вечер.
Оригинальный материал: «Красный север»