САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Философия в магазине

В Петербурге только что открылся книжный магазин, посвященный исключительно философской литературе. Мы поговорили с его cоздателем

Юрий Губницын, директор издательства «Умозрение» и книжного магазина «Даль. Философский книжный».  / Михаил Визель
Юрий Губницын, директор издательства «Умозрение» и книжного магазина «Даль. Философский книжный». / Михаил Визель

Интервью: Михаил Визель

Юрий Губницын, директор издательства «Умозрение» и книжного магазина «Даль. Философский книжный».

Решение об открытии философского книжного магазина приходит не вдруг; когда у вас зародилась такая идея и как она реализовывалась?

Юрий Губницын: Эта идея зародилась много лет назад. Думаю, что каждый издатель хочет открыть свой магазин или хотя бы книжную лавку, поскольку перед ним рано или поздно возникает потребность общения с читателем. Плюс продажи книг напрямую – это экономически интереснее, чем отдавать книги на перепродажу. Но реально к реализации идеи с собственным магазином мы приступили в прошлом году. Начали искать помещение, подбирать команду и т. д. Можно сказать, что мы разогнали поезд, который оказалось уже не остановить, несмотря на внешние обстоятельства.

«Несмотря» – или, может быть, необходимость философского осмысления происходящего стала еще острее?

Юрий Губницын: Да, в таком подходе что-то есть. Потому что несмотря на экономические проблемы, на повышение цен практически на всё [связанное с книгоизданием], возникла потребность эти события осмыслять. И, естественно, мы будем искать в происходящем какие-то смыслы, логику.

Давайте ближе к экономике. Я правильно понимаю, что магазин создан «на паях» тремя издательствами: «Умозрение», «Владимир Даль» и московский «Гнозис»?

Юрий Губницын: Не совсем «на паях». Могу пока только сказать, что «Умозрение» — основной организатор и инвестор, а «Владимир Даль» и «Гнозис» — ключевые партнёры, которые нам помогают, в том числе финансово и книгами. Возможно в будущем что-то изменится.

В таком случае – вы готовы расширять список партнёров?

Юрий Губницын: Да, конечно; и я думаю, что мы его расширим. Единственная проблема – издательства, даже те, с которыми мы уже работали, стали просить другие условия. Они жестко чувствуют финансовую незащищённость и просят сразу заплатить по счету. А более выгодные [для магазинов] ycловия исчезают, уплывают куда-то вдаль…

Совсем не в том смысле, который вы вкладывали в название! Но уже сейчас на полках представлены книги не только этих трех издательств. В частности, я с удовольствием увидел детские (!) философские книги издательства Ad Marginem.

Юрий Губницын: Да, верно, мы напрямую теперь работаем с Ad Marginem. У них такой ассортимент, без которого мы никак не можем называться философским книжным. Соответственно, мы забираем, т. е. покупаем книги у всех издательств, у которых в той или иной степени представлена философская литература.

Что это значит – «в той или иной степени»? Я с интересом, но не без удивления увидел сейчас у вас на полке книгу, посвящённую проблеме Нагорного Карабаха. Это серьезная проблема, но насколько ее можно отнести к философским?

Юрий Губницын: Конечно, нельзя сказать, что у нас совсем не будет нефилософских книг. Чисто экономически невозможно оставаться только на поле философии. Если бы это было возможно, мы бы оставались. Но поскольку есть очень много интересных, хороших книг, которые будут полезны и для философов, и для нефилософов, мы, конечно, тоже будем ими торговать. Но всё равно какая-то связь с философией у любой книги должна оставаться, хотя бы формальная. Я еще попозже выясню, зачем наши сотрудники заказали книгу про Нагорный Карабах, но хотелось бы, чтобы какая-то связь была.

Фото: Михаил Визель

Философская лирика Баратынского? Метафизическая поэзия Джона Донна?

Юрий Губницын: Да-да, они у нас тоже обязательно должны быть! И еще Уильям Блейк.

Да, действительно… Но помимо визионеров прошлого, книжный магазин клубного формата обязательно должен проводить встречи с героями настоящего. Можете обозначить первые намеченные лекции, презентации?

Юрий Губницын: Программа сейчас только формируется. Будет несколько направлений. Есть направление, связанное с общей историей философии, от античности до классической немецкой философии. Эта программа уже идет, она началась в таком учреждении – «Дом Радио», вы можете знать это культурное пространство как базу оркестра MusicAeterna Теодора Курентзиса. Там началась широкая программа, и мы на какое-то время тоже довольно успешно вписались туда со своими философскими семинарами. Всегда был аншлаг, человек сто слушателей. По разным причинам там эта деятельность прекратилась, и сейчас мы переносим ее на собственную площадку.

Помимо этого, уже летом мы хотим запустить курсы по классическим языкам, древнегреческому и латинскому, выяснилось, что на это есть спрос, а у нас есть прекрасные преподаватели. И есть еще несколько программ, связанных с изучением таких явлений, как герметизм и алхимия. Это довольно эзотерические области, но мы тут преследуем чисто научные интересы.

А если помечтать, не привязываясь к имеющимся договоренностям – кого бы вы хотели у себя увидеть?

Юрий Губницын: Я бы не хотел называть сейчас какие-то известные имена, ассоциирующиеся с той или иной идеологией. Мы будем приглашать разных авторов, пытаться создать не политическую, а научно-просветительскую платформу. В центре будет философия и мы думаем, что только философия способна быть вне какой-либо идеологии, это ведь учение об истине, о мире, о его объективных процессах. Но, естественно, авторы, которых мы будем приглашать, скорее всего будут иметь какую-то политическую окраску, и как нам самим не окраситься в тот или иной цвет – для нас самих пока еще загадка.

Фото: Михаил Визель

Расскажите, пожалуйста, немного про «Умозрение». К моему стыду, до открытия магазина я в Москве ничего про него не слышал. Когда оно появилось?

Юрий Губницын: Ничего удивительного. Мы маленькое издательство, первые книги появились в 2016 году. И изначально мы специализировались на философской литературе, на переиздании религиозных, религиозно-художественных работ Лескова, Льва Толстого, Достоевского. Мы переиздали «Дневник писателя» с нашим философским предисловием и – впервые – с иллюстрациями. Издали три тома лекций петербургского философа Евгения Семёновича Линькова – собственно, магазин открывается сегодня презентацией третьего тома. В Москве о нем мало знают, а у нас Линьков — легендарная фигура. Издали Гегеля и Шеллинга, Мартина Лютера и Якоба Бёме с новыми философскими переводами. Издали в прошлом году единственную биографию философа Михаила Лифшица. Плюс – издали к юбилею Александра Кушнера сборник его лирики, посвященной дачной Вырице. Соответственно, мы будем и дальше издавать всё, что связано с классической литературой, философией, религией. А на современность уже не будем ориентироваться, пусть этим занимаются наши коллеги из других издательств.

Судя по тому, что вы открываете свой магазин, можно предположить, что дела идут скорее хорошо, чем плохо?

Юрий Губницын: Да, дела идут, книжки продаются во все крупных магазинах. В «Читай-городе», кстати, у нас хорошие продажи. Есть договора со всеми крупными сетевыми и независимыми магазинами. Может быть, только кроме Фаланстера.

Чего ж вам боле! И кто же ваш «хит продаж»?

Юрий Губницын: А вот как раз «Дневник писателя» Достоевского. У нас он уже закончился. В этом году переиздадим его снова, ждите!

Фото: Михаил Визель