САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Евгений Цыганов восстановил «Бориса Годунова» Петра Фоменко

«Комедия о трагедии» — необычный спектакль, созданный по читкам пушкинского "Бориса Годунова", но в свое время не законченный Петром Наумовичем

'Комедия о трагедии' в Мастерской Петра Фоменко. Фото: Анна Иноземцеваа
'Комедия о трагедии' в Мастерской Петра Фоменко. Фото: Анна Иноземцеваа

Текст: Инга Бугулова

В "Мастерской Петра Фоменко" состоялась необычная премьера: "Комедия о трагедии". Спектакль, созданный по читкам пушкинского "Бориса Годунова", но в свое время не доведенный до финала самим мастером, Петром Наумовичем. В год его 90-летия (буквально вслед за юбилеем - праздновали 13-го июля) этот спектакль поставил - а скорее даже, скрупулезно реконструировал и доработал актер и режиссер Евгений Цыганов.

Работу над "Борисом Годуновым" в театре начали двенадцать лет назад, зимой 2010-го. За год до ухода из жизни Фоменко. Известно: Александр Пушкин для него был камертоном истины и главным собеседником на протяжении всего непростого творческого пути. Те самые репетиции десятилетней давности и легли в основу "Комедии о трагедии". Сохранились, к счастью, видео- и аудиозаписи читок - теперь они магически ведут спектакль в еще одно, другое измерение.

В спектакле персонаж по имени Ремарка (драматургический термин), словно путеводитель, ориентирует нас в пушкинском тексте. Фото: Сергей Петров

Наивно можно было бы назвать это "заметками на полях". Голос Петра Наумовича временами приостанавливает действие, поясняя зрителю: что стоит за великими пушкинскими строками. Направляя актеров: почему и как они должны играть своих героев. "Не ставьте точку, пожалуйста! Точка - смерть для артиста!"

Точные слова, как афоризмы, высвечиваются на заднике сцены. Текст Фоменко - идущий фоном к тексту Пушкина - как декорация к происходящему.

Первое, на что он обращает внимание артистов (а теперь и зрителей-читателей) - пушкинский подзаголовок: "Комедия o настоящей беде Московскому государству, o царе Борисе и о Гришке Отрепьеве". И это однозначно - жанр спектакля. Без комедии не может быть трагедии. На этом Фоменко настаивал - как вспоминает Евгений Цыганов.

Фото: Алена Бессер

Актер участвовал в тех читках. Репетировал две роли - самозванца Отрепьева и воеводу Басманова. Теперь ведет нас за своим учителем - в пространство вечных тем и пророчеств поэта. Но вместе с тем, в пространство шутки, доходящей даже и до скоморошества. Из одного рождается другое. Трагедии становятся комедиями - и наоборот. Урок истории - от режиссера и поэта.

Знаменитая сцена у фонтана превращается на сцене "Мастерской Фоменко" в фантасмагорию из каламбуров. Сам фонтан изображает услужливая компания сподвижников Отрепьева, державших нос по ветру. Курбский, Вишневецкий, Казак и Поэт - все присягнувшие столпились и живописно замирают в ожидании, когда самозванец встретится с возлюбленной Мариной Мнишек (Ольга Бодрова).

Фото: Сергей Петров

Отрепьев (Владислав Ташбулатов) не находит себе места: "Вот и фонтан; она сюда придет. Я, кажется, рожден не боязливым…". Вдруг - голос Петра Наумовича: "Ну, в самом деле, нельзя же так трепетать перед бабой!" Отрепьев замирает: в самом деле. Вроде бы взял себя в руки - но тут вошла Марина. Тут же снова Петр Фоменко: "Что он чувствует? А примерно, как в песне, помните: "Вот я стою я перед вами, словно голенький".

В порыве чувств Лжедмитрий выхватывает из "рук" фонтана мандолину - поет для оторопевшей Мнишек свою серенаду. "Красный Треугольник" Александра Галича. Зал лежит. Смех сделал сцену признания еще драматичней - речь не столько о любви, сколько об истинной сущности самозванца. Где он фальшивит и кому теперь поверят - ему или Марине? От пылких чувств, минутной слабости - всегда одни проблемы.

Фото: Алена Бессер

В спектакле все идет по слову мастера. И персонаж по имени Ремарка (смуглянка Стефани Елизавета Бурмакова) - словно путеводитель, ориентирует нас в пространстве пушкинского текста. Народ ждет объявления имени царя обязательно со своей душой - она в юродивом и нищем мальчике. Даже антракт - тогда, когда его предложит режиссер!

А еще - об этом Петр Наумович мечтал - на сцене появляется настоящая звонница из пяти колоколов. Он был уверен, что в "Борисе Годунове" обязательно должны звучать колокола. Но сетует: наверное, от этой идеи все-таки придется отказаться - слишком дорого. Теперь - не отказались. Сделали, как он задумывал. Можете поверить на слово: колокольный звон здесь органичен.

Фото: Алена Бессер

Практически все артисты играют в спектакле по две роли - что неудивительно: на сцене появляется почти четыре десятка персонажей! Но, если присмотреться, то и этот дуализм ролей - со смыслом. Карэн Бадалов, например, то в роли православного монаха Пимена - то он же католический Патер. Важные акценты - между строк, в полутонах, намеках. Звучание спектакля оказывается фантастически современным. Хотя для этого не делается вроде бы ничего специального - все уже сделал Пушкин. Заговоры недружественных соседей, вопиющие обманы, претензии без всяких на то оснований - чего из этого вокруг сегодня зрители не видят? Просто Фоменко, как никто, умеет вчитываться в Пушкина.

Про что спектакль? Евгений Цыганов уверен: прежде всего - про любовь. "К театру вообще и к нашему театру в частности. Про любовь к Мастеру и про любовь Мастера к слову, к Пушкину, к стране нашей многострадальной, к ее истории и к своим ученикам". Точнее, видимо, не скажешь.

Петр Фоменко. Фото: пресс-служба Мастерской Петра Фоменко
Петр Фоменко о смысле точек

"Не играй в пол и не ставь точки! Точек вообще не должно быть, фраза стремится, летит, живая, как моль - до аплодисментов, когда её захлопают насмерть!.."

Оригинальный материал: rg.ru