САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Как «Дом Дракона» победил «Кольца власти» уже к экватору сезона

Немного огня, середина пути

Постеры к двум сериалам / kinopoisk.ru
Постеры к двум сериалам / kinopoisk.ru

Текст: Дмитрий Сосновский

Два самых ожидаемых сериала этой осени почти одновременно подошли к своим экваторам – стартовавший ещё в конце августа «Дом Дракона» от HBO Max добрался до пятой серии (из десяти), а у шоу Amazon «Властелин колец: Кольца власти» вышла четвёртая (из восьми). И хотя объединяет эти проекты, помимо резонансности и амбициозности, только фэнтезийный жанр, постоянные сравнения были неизбежны. Так что сейчас, когда их первые сезоны преодолели ровно по половине своего хронометража, самое время подвести промежуточные итоги.

Синхронность появления на малых экранах «Дома Дракона» и «Колец власти» не случайна. Дата премьеры сериала по мотивам книг Толкина была известна гораздо раньше, и руководство HBO, назначив премьеру за несколько дней до старта флагмана конкурентов, бросило им прямой вызов. Это было смело, но вполне обоснованно: изучив гневную реакцию большей части потенциальных зрителей на промо-материалы «Властелина колец», они поняли, что шанс сокрушить соперника «в прямом эфире» более чем велик. И не прогадали.

Если говорить об ожиданиях публики, которая у сериалов действительно пересекается, несмотря на их различия, то на «Дом Дракона» она в целом смотрела со смесью настороженности и сдержанного оптимизма, а вот к «Кольцам власти» это точно не относится – к моменту появления первых двух серий последнего от него уже мало кто ждал чего-то хорошего. После стартовых эпизодов впечатление усилилось, а к нынешнему рубежу поляризация стала очевидной. И особенный эффект этому придаёт великолепная, без преувеличений, пятая серия адаптации «Игры престолов».

Райан Кондал и Мигель Сапочник, имея на руках довольно специфический литературный источник – роман Дж.Р.Р. Мартина «Пламя и кровь», написанный в форме исторической хроники, достаточно уважительно обошлись с сюжетным скелетом, при этом грамотно снабдив его содержательным мясом – углубили характеры, дали убедительные трактовки, а где нужно – довольно деликатно кое-что подправили, как того требует сериальный формат.

Нет, «Дом Дракона», безусловно, далёк от идеала. Речь не только в неканонично темнокожих Веларионах, которые усиливают собственную комичность и неуместность постоянными указаниями на ближайшее родство с бледнокожими Таргариенами. Но даже здесь HBO, как ни забавно, нельзя упрекнуть в мискасте – пусть Стив Туссэн в образе Морского Змея выглядит и причудливо, играет он отлично и в образ сурового и властолюбивого лорда попадает на все сто.

Другой неизбежно просачивающийся в любой «актуальный» западный кинопроект современный тренд – феминизм, пожалуй, куда более прямолинейно и назойливо вписан в происходящее в Вестеросе, чем это было в книге Мартина – а там вопрос тяжкой женской доли в средневековом обществе тоже вообще-то отнюдь не игнорировался, – но всё же адекватно укладывается в фабулу и имеет ощутимую сюжетную нагрузку.

Совсем другое дело – Галадриэль и Бронвин, мечущиеся, сверкая мечами и гневными взорами, по Средиземью с одной лишь целью – доказать недооценённость женской силы, ума и проницательности со стороны глупых увальней (а таковыми, по справедливому замечанию Илона Маска, почти поголовно являются все персонажи мужского пола). Вдобавок обе они из рук вон плохо сыграны, и в этом конкуренцию Морвед Кларк и Назанин Бониади «успешно» составляют Исмаэль Крус Кордова (афроэльф Арондир) и Синтия Аддай-Робинсон (темнокожая регентша Нуменора), которых, похоже, отобрали на кастинге не за актёрское мастерство, а чтобы выполнить норматив по «разнообразию».

Тенденциозность и ставшая уже привычной алогичность в угоду «толерантности» в касте – не единственная и, как выяснилось, даже не главная проблема в «Кольцах власти»: за некоторыми исключениями «не вывозит» актёрская команда целиком. Что подчёркивается изумительно глупыми репликами, которые они постоянно произносят с претензией на толкиновскую эпичность. Добавьте сюда примитивный и барахтающийся на месте вот уже полсезона сюжет, чьими главными достоинствами можно назвать разве что героев, похожих на пиратские реплики персонажей Толкина (загадочный, сильный и обаятельный король в изгнании плюс эльфийка, ну надо же), и поймёте, почему общее послевкусие остаётся таким кислым.

Опять же, повествование в «Доме Дракона» тоже небезупречно. С одной стороны, кое-кто поругивает его за чрезмерную неспешность и одномерность, скучая по динамике и многосюжетности «Игры престолов». А с другой, это не мешает сценаристам порой стремительно перепрыгивать сразу через несколько лет, минуя или лишь задевая по касательной важнейшие события, сулившие поклонникам много интересного и зрелищного.

Этот странный рассинхрон с импульсивными хронологическими скачками повлиял и на каст, в целом просто отличный (в отличие от некоторых): из-за очередного такого рывка уже с ближайшего, шестого эпизода полюбившийся нам дуэт Рейениры и Алисенты преобразится. Причём если играющие супругу Визериса I Эмили Кэри и Оливия Кук действительно чертовски похожи на одну и ту же женщину в разном возрасте, то вот о Милли Олкок, чьими фамильными таргариенскими чертами восхищались все фанаты Эмилии Кларк, и заменяющей её Эмили Д’Арси этого не скажешь. Впрочем, к резким сменам внешности персонажей «престоломанам» не привыкать (помните такого – Даарио Нахариса, например?).

Но – да, «Дом Дракона» совсем не «Игра престолов», и в этом есть и очевидные минусы, и плюсы: он камернее, сдержаннее (что не значит – дешевле) и сбалансированнее. И при этом частично сохраняет обаяние и фишки основного шоу, к которому время от времени не без остроумия отсылает. Словом, «духа Мартина» не растерял.

В «Кольцах» же толкиновский дух и не селился. Всё, чем может похвастаться сей глянцевый полигон для отработки повесточки, построенный двумя не в меру самоуверенными молодыми и неопытными шоураннерами Дж.Д. Пейном и Патриком Маккеем, – это блестящая картинка (Нуменор действительно потрясающе красив – ну и что, что его архитекторы всё срисовали из фильмов Питера Джексона?) и добротный саундтрек (та же история). А неприкрытые махинации Amazon с оценками в онлайн-кинотеатре и принадлежащем корпорации агрегаторе IMDb, пусть и имеют коммерческое оправдание, делают зрелище максимально жалким.

Можно, конечно, возразить: мол, по неполным сезонам делать выводы рано, и тут мы частично согласимся: да, сериал HBO ещё запросто может испортиться. Но «Кольца власти» спасёт только чудо, каких не помнят ни Средиземье, ни Вестерос.