Интервью: Михаил Визель
Как издательство «Альпака» появилось, какoвa в нем ваша роль?
Дмитрий Чинов: Началось все с магазина комиксов «Книжки с Картинками» на Старом Арбате. Ему четыре года стукнуло этим летом. Поначалу он был довольно убыточным. Потом потихонечку смена определенных позиций в магазине, смена тактики, скажем так, рекламной в том числе, привела к тому, что он стал прибыльным. Была идея сделать свое издательство, издавать всякую альтернативу прикольную. Это было два года назад, если не больше. То есть издательство родилось как дочерняя компания магазина «Книжки с Картинками». Для России это совершенно не удивительная вещь. Тут часто такое бывает, что магазин ведет свое издательство либо издатель — свой магазин.
Не только для России.
Дмитрий Чинов: Но у нас это просто повальная тактика, кто только не пробовал. В Москве точно у каждого магазина комиксов есть издательство, либо наоборот. Ну или было. Но у нас это совпало с самым разгаром пандемии, что тоже как-то характеризует наше издательство – трудности нам не страшны. Началось все с комикса Майка Миньолы, который называется «Мистер Хиггинс возвращается домой». То есть сразу вектор издательства сформировался таким образом: альтернатива, нестандартное, то, что кроме нас, скорее всего, никто бы не издал. Я тогда был работником магазина, потом управляющим, к издательству я отношения не имел. Отечественные комиксы появились далеко не сразу в издательстве, а когда мы немножко раскрутились, стали чуть сильнее. Уже был запас каких-то изданных книжек, первые успехи. Дебютом был мой собственный комикс «Сестра», мы таким образом обкатали направление. Первая проба пера, первые ошибки и так далее. И потом начали выпускать отечественные комиксы, больше молодых авторов. Тогда не очень понимали вообще, кому это надо, зачем это надо. Просто хотелось выпускать альтернативные и авторские комиксы, в том числе российские. А сейчас, последнее время, когда зарубежные издательства все поуходили, отечественные комиксы — это почти вся работа издательства. И тут статус главного редактора отечественного направления превращается в статус главного редактора вообще, грубо говоря. Как-то так в последний год происходит.
А почему, собственно, альпака? Почему именно это животное вы себе выбрали тотемом?
Дмитрий Чинов: Я тогда не так много участия принимал в жизни издательства, но был свидетелем и тоже участвовал в нейминге. Мы думали, думали, предлагали разные варианты. Создатель магазина «Книжки с Картинками» Антон Котов — довольно известный в тусовке человек. И мы хотели как-то это обыграть. Но «кот» – это все-таки как-то уже настолько избито и заурядно... И кто-то из издательства предложил: «альпака». Я не знаю, почему. Просто альпака. И Антон, видимо, решил, что будет прикольно. Ничего интересного, к сожалению. Это даже не какое-то наше любимое животное. Я вот, например, от панд тогда фанател, но не «Пандой» же называть.
И никакого символизма? Маленький верблюд и т.д.?
Дмитрий Чинов: Вообще никакой. Я рад, что так получилось, довольно звучное название, дружелюбное животное, симпатичное.
Хорошо, тогда более серьезный вопрос. Вы сказали, «альтернативное». Что вы понимаете под альтернативой?
Дмитрий Чинов: То, что продается в России до сих пор, к сожалению, или к счастью, в моем случае — к сожалению: «Человек-паук», «Бэтмен», вот это все. Мы хотели издавать альтернативу изначально, то есть что-то, что раньше, например, издавало издательство Jellyfish Jam, пока они не канули в Лету. По большому счету они издавали нестандартную альтернативу: «Звери с Бренного Холма», «Порочные + Божества» и многое-многое другое. То есть прямо то, что называется «альтернатива». Есть разделение: мейнстрим, альтернатива, авторское. Ну, BD еще можно назвать, это, условно, стеллажи в нашем магазине.
Тут альтернатива — это «Спаун», «Хэллбой», что-то такое. Авторское – это то, что «Бумкнига» издает, то, что мы издаем, работы авторов независимых, есть DC, есть Marvel. Вот мы изначально хотели альтернативу, и даже Marvel у нас довольно альтернативная получилась. Есть «Лунный рыцарь», который флагманом нашего издательства был долгое время. Тоже странный довольно персонаж с раздвоением, растроением, расчетверением личности... И брали лицензии на старте очень странные, которые никто бы, наверное, не взял. Как-то так. То есть если Marvel, то нестандартный, если зарубежка, то какая-нибудь вообще удивительная, что у нас никто бы не осмелился, я думаю, издать.
До сих пор считается общеизвестным и общепризнанным, когда говоришь про комиксы, что это что-то молодежное, подростковое…
Дмитрий Чинов: Это ужасный штамп!
Да, конечно, это ужасный штамп. По вашей работе в магазине, по вашей работе уже в качестве издателя, – кто ваша целевая аудитория или ваши целевые аудитории?
Дмитрий Чинов: На 100% такая аудитория есть. Я ее сформировал какое-то время назад в голове. Это 30-летние мужчины, дети 90-х, довольно обеспеченные, потому что комиксы — это совершенно не дешевое увлечение, которые выросли, но продолжают любить этот вид искусства. Я их прекрасно понимаю.
Именно мужчины?
Дмитрий Чинов: Наши социальные сети, основная — «ВКонтакте», там у нас подписчиков тысяч 10–15, можно смотреть статистику. Там мужчин 80–90%. И смотришь, опять же, на заказчиков в нашем магазине, целевая аудитория «Альпаки» – это мужчины в основном. Но есть и девушки, что тоже прекрасно, они замечательные.
А культура манги, всякая японщина..? Глазастые девочки в юбочках?
Дмитрий Чинов: Это не наша история просто-напросто. Там понятно, что аудитория другая. У издательства «Баббл» другая аудитория, а у нас такая. Как-то так получилось. У нас и подход более европейский, сейчас особенно. То есть это такие отдельные серьезные комиксы. А это, опять же, аудитория более взрослая. К этим комиксам, я надеюсь, та аудитория чуть попозже тоже придет. Хочется в это верить.
Вы сказали, что ваш первый хит – «Лунный рыцарь»...
Дмитрий Чинов: У него в этом году сериал был отдельный. Это тоже подняло продажи очень сильно.
А что сейчас у вас в топах?
Дмитрий Чинов: Одно из главных событий этого года для меня – «Множество смертей Лейлы Стар». Это офигительный альтернативный комикс от издательства «BOOM! Studios». Этот комикс совсем новый, он в оригинале закончил выходить в этом году, и мы его сразу подхватили.
Чей он в оригинале?
Дмитрий Чинов: Американский, с индийским колоритом. Там действие в Мумбаи происходит. Он номинировался на премию Айснера в этом году, получил очень хорошую критику. Это законченная небольшая история. Очень хорошо оцененная. И у нас в России ее очень поддержал Руслан Хубиев, самый популярный комикс-блогер. Он очень его хвалил во всех своих топах. Это тоже очень помогло в его продажах. Это прямо наш хит, сопоставимый с «Лунным рыцарем». Он вышел в этом году не так давно, и уже мы планируем делать допечатку, потому что продается он очень хорошо.
А что в ваших категориях значит «очень хорошо»? 20 000? 2000?
Дмитрий Чинов: Ну, 2000–3000, что, на самом деле, для альтернативы безумно много. Сейчас я радуюсь, что он продается в магазинах комиксов и на всех фестивалях. Он у нас первый по продажам или один из первых. И в книжных сетях, и на маркетплейсах продается. Вот это для меня хит: он продается везде и тянет издательство за собой. Потому что бывают такие полухиты, которые где-то хорошо продаются. У нас вышел комикс «Академия Стренджа», например, очень классный, под фильм. Я думал: «Ну все, сейчас будем уничтожать продажи». И в итоге в магазине он отлично идет, в книжных сетях и маркетплейсах почему-то нет. Хотя я не знаю, почему.
Вы сейчас сказали, что с наступлением нового времени редактор русского направления — это то же самое, что главный редактор теперь. При этом вы называете мне ваши хиты – они все зарубежные.
Дмитрий Чинов: Это то, что вот мы успели еще издать. Собственно говоря, в этом году мы еще не все ушедшие успели издать, их осталось совсем немного. Если же мы говорим о российских комиксах, то сейчас последняя наша находка — это комикс «Время ждать» Юлии Никитиной и другой ее комикс, альбом «Азбука северных растений». Мы с Юлей недавно начали сотрудничать, издали сразу две ее работы. Сразу открыли предзаказ, он показал великолепные цифры, сопоставимые с главными зарубежными хитами. У нас в магазине по предзаказу очень много купили. То есть там более 10% тиража ушло по предзаказу в одном нашем магазине. Это офигенный показатель, особенно для отечественного комикса. У Юлии Никитиной очень преданная, классная аудитория, она поддержала очень здорово. Это прямо приятно. Мы еще не получили статистику из магазинов комиксов, но в сетях уже начинают покупать, на фестивалях, на последнем МОРСе, там же мы продали довольно много. В общем, это очень радует. Отечественные комиксы тоже иногда показывают себя очень хорошо.
Говоря о МОРСе. «Довольно много» в ваших понятиях – это что?
Дмитрий Чинов: Больше 10 штук, что для такого комикса, для такого фестиваля очень неплохо.
Имя Юлии Никитиной мне хорошо известно, потому что она выходила в «Бумкниге», которая тоже занимается такими альтернативными, авторскими комиксами. Вы как-то отстраиваетесь от того, чем занимается «Бумкнига»? Как-то делите сферы влияния?
Дмитрий Чинов: На самом деле нет. Сейчас вообще все не очень понятно, особенно с российскими комиксами. Книг не то чтобы много выходит. Кроме нас, отечественные комиксы выпускают не так много издательств. Вот с ними у нас прямо четко есть разграничение. Издательство «Баббл» – это прямо такой американский комикс на русский лад. Пожалуйста, мы в это особо не лезем. У нас супергероики очень мало. У нас один комикс был «Ребрендинг», и второй готовится. Тоже довольно интересный, невозможно было отказаться. Потом есть издательство «КомФедерация», они сотрудничают в основном с популярными художниками, которые зарекомендовали себя, у них огромная фанбаза, они, по-моему, только их и выпускают. Кто-то вроде Марии Протас, у которой в «ВКонтакте» под 100 тысяч подписчиков. Тоже, конечно, классный путь, но там уже это их вотчина. Есть «Другое издательство», они сотрудничают с блогерами, в частности с музыкантами. Это тоже не наш путь, это отдельная сфера влияния, скажем так. Вот у них недавно вышел комикс «Френдзона», например. То есть это вообще не наша история, но, пожалуйста, почему нет?
А «Комикс Паблишер» Анны Коростелевой?
Дмитрий Чинов: Это единственное издательство, которое к нам близко в плане подхода. Но у нее сейчас как-то поменьше релизов. Еще есть издательство «Молот», тоже очень классное, но у них это 18+, трешак, угар. У нас такое тоже есть, но очень мало. То есть нас как-то даже не с кем и сравнить, в общем-то, мы как-то отдельную свою нишу заняли. Авторские альтернативные комиксы русские — это к нам. Юлия Никитина, Зеленая лампочка и так далее. Это то, что вышло недавно. И Ольга Лаврентьева, даже Алексей Трошин, Илья Воронин, Аскольд Акишин — это все мы.
Вот про акишинского «Маяковского» мне и хотелось поговорить. Как такой некомиксовый проект вообще появился?
Дмитрий Чинов: Да, по-моему, максимально комиксовый. Я хочу таким видеть русский комикс. Чтобы он был основан на нашей культуре, на нашей истории. У нас был уже комикс, которым я горжусь именно в этом плане. Это «Илья Муромец. Песнь Соловья», замечательный комикс Романа Шавердина. Там даже сзади написано «древнерусский комикс». В принципе, так можно выразиться. Что делает этот комикс русским? Это русский автор из города Курска. Спасибо, что не Москва, не Петербург. Это уже здорово, что не все здесь.
Что же вы так к москвичам-то?
Дмитрий Чинов: Я к москвичам замечательно. Москву обожаю просто, но здорово, что есть жизнь за МКАДом, скажем так. «Илья Муромец» основан на нашей культуре. Это переосмысление наших былин, наших легенд. Единственное, что там есть американское, это визуальная стилистика Фрэнка Миллера, особенно раннего, среднего. Это мне кажется позволительным, и она на наш лад ложится замечательно. И «Маяковский» — это тоже русский комикс от русских авторов про русского великого – не просто поэта, а персонажа, в первую очередь, иконы. И это я и хочу увидеть, да с графикой Аскольда Акишина узнаваемой, со сценарием Саши Кондратьева, молодого классного писателя.
При этом сам Аскольд Акишин отнюдь не юный автор.
Дмитрий Чинов: Да, невозможно его назвать юным автором. А еще – у нас поддержка библиотеки Анны Ахматовой. То есть это все прямо «здесь русский дух, здесь Русью пахнет» в комиксе «Маяковский», да. Вот. Это если немножко патетики.
Патетика здесь вполне уместна, Маяковский же! Собираетесь ли в том же духе продолжать?
Дмитрий Чинов: Думаю, да. У ребят из библиотеки в планах есть Цветаева, Есенин. Будут ли они издаваться у нас? Очень даже возможно. Так что планы есть, конечно.
А как устроена экономика, например, того же комикса про Маяковского? Потому что, как мы понимаем, целую книжку отрисовать – это очень кропотливый и долгий процесс.
Дмитрий Чинов: Да, у нас был комикс с Аскольдом Акишиным, «Дело Принципа», собственно говоря, по моему сценарию. У нас есть опыт. Конечно, это очень дорого. Но здесь нам невероятно повезло, что они сделали этот комикс самостоятельно. То есть мы его взяли как издатели исключительно, как дистрибьюторы. Нам принесли готовый проект. Это была прямо удача. Очень много говорит о нашей индустрии, что такой комикс, готовый, лежал год и не издавался. К сожалению, это совершенно нехороший показатель. Увы и ах. В общем, нам его показал Саша Кондратьев... Он год валялся, мы его за месяц или два издали. Что тянуть-то. И вот он уже продается везде.
То есть у вас в целом экономика сходится. Издательство «Альпака» – независимое.
Дмитрий Чинов: Да, конечно, абсолютно, ни от кого. У нас ни копейки помощи никогда особо-то и не было по сути. У нас есть отличная подпитка в виде нашего магазина, довольно успешного, известного. Это единственное, что у нас есть, мы зависим только от самих себя, получается. То есть издательство Антона Котова зависит только от магазина Антона Котова, и наоборот, это очень хороший симбиоз. Магазин помогает издательству, а издательство помогает магазину, потому что большинство нашей аудитории покупает уже напрямую у нас. Это очень круто.
То есть вы — главный редактор, Антон Котов — владелец.
Дмитрий Чинов: Ну, директор, у нас очень условное разделение. У нас все на энтузиазме.
Вы совершенно справедливо говорите про подпитку в виде своего магазина на Арбате. Но при этом я обратил внимание, что на четвертой сторонке комикса про Маяковского стоит логотип магазина ZIP. Как так вышло?
Дмитрий Чинов: Вам, видимо, попалась такая обложка.
Я был в магазине ZIP, там и попалась.
Дмитрий Чинов: Да, у них есть своя обложка. Есть замечательная американская традиция делать альтернативные обложки. Это прямо классика, это база, так сказать. Мы ее в России используем и культивируем очень активно. Не только мы, конечно, но мы это делаем на постоянной основе. То есть каждый наш знаковый релиз, зарубежный, даже российский, получает несколько альтернативных обложек от разных художников. И «Маяковский» пришел к нам как проект с 50-ю разными обложками от разных художников. И в конце этого комикса в дополнительных материалах есть 45 обложек. 14 обложек в итоге мы раздали разным магазинам, пабликам, библиотека Ахматовой получила свою обложку, даже две.
Я не очень понимаю, как это получается экономически или, если угодно, полиграфически. Ведь напечатать книжку тиражом 2000 с 14 разными обложками – это получается практически 14 разных книг.
Дмитрий Чинов: А на самом деле это не так. Зависит от типографии. Мы зачастую не доплачиваем за альтернативные обложки либо доплачиваем совсем немножко. На самом деле это не так дорого, как почему-то люди думают. Это же просто. Блок тот же самый. Это обычно не проблема, честно говоря.
Вы сказали, «альтернативный европейский комикс», при этом приводите книги русских художников и художников американских. А где же, собственно, европейские?
Дмитрий Чинов: Мы очень хотели издавать BD, bande dessinée, развивать это направление. Но почему-то после февраля французы перестали отвечать. Не знаю почему, вообще ни с того ни с сего совершенно. Короче, издавать их мы, скорее всего, не будем. Но до сих пор верим, ищем варианты, возможности.
Но и я этот термин активно использую. Почему? Потому что мы сделали свою серию, которая называется RUS BD. Потому что мы делаем комиксы в стиле BD в России. То есть это классные издания, большие форматы, классные рисунки, избранные авторы и так далее. У нас четыре комикса уже вышло, которые мы так позиционируем, они сделаны в одном оформлении, в одном стиле. Это «Дело Принципа», это «Фронт 14-17», это «Илья Муромец» и «Диптих». В этой же серии скоро выйдут «Веймарские сны». Это продолжение «Диптиха», можно сказать. И «Своя Атлантида» Ольги Лаврентьевой. Мы это позиционируем как BD на русском, мы таким хотим видеть русский комикс.
Сколько у вас наименований в каталоге на данный момент?
Дмитрий Чинов: За два года почти 100. То есть у нас темп абсолютно безумный. Да вообще и не будем его, наверное, сильно приостанавливать, несмотря на все сложности. То есть даже отечественные комиксы при желании можно выпускать хоть каждый месяц по пять штук. Но мы подходим более размеренно. То есть до конца года осталось всего ничего. У нас выйдет «Конан» Курта Бьюсика, огромный просто кирпич пятисотстраничный. Это культовая серия издательства Dark Horse, потом Marvel их переиздавали. Опять же последние наши зарубежные лицензии, возможно, на ближайшее время, «Нечто убивает детей». Сейчас на компании CrowdRepublic у нас проходит сбор средств, мы почти 1 000 000 уже собрали. Есть «Своя Атлантида» и «Веймарские сны», еще пару историй отечественных. То есть только до конца этого года у нас комиксов шесть, семь, восемь выйдет. Темп замечательный. Сто книжек мы добьем до конца года точно.
Какая же у вас команда? Сколько у вас людей в издательстве?
Дмитрий Чинов: Полтора человека. Вообще небольшая на самом деле.
При этом, естественно, все на аутсорсинге.
Дмитрий Чинов: Фриланс в основном, да. Кто чем может помочь. У нас два верстальщика, условно, несколько переводчиков, пара корректоров, пара редакторов.
Все на договорах.
Дмитрий Чинов: Все на энтузиазме больше на самом деле. У нас команда уже устоявшаяся. То есть мы почти со всеми идем с самого начала и за редчайшими исключениями довольны этой работой. И все получается. Типографий у нас три штуки, тоже уже проверенные, которые прошли ковид, воду, войны и так далее. Несколько работников склада. По всей России, и не только уже России, раскиданы точечные верстальщики, корректоры, переводчики. Так мы работаем.
А кто вы по образованию, полиграфист?
Дмитрий Чинов: Я юрист, магистр юриспруденции.
И как же вы дошли до жизни такой?
Дмитрий Чинов: Расскажу историю, чтобы было все понятно. Я тогда доучивался на юрфаке, заканчивал магистратуру. Сдал диплом на пятерочку, и у меня в сентябре с семьей уже была в Грузию поездка намечена. Я получил диплом в июле и не стал сразу искать работу. И тут через знакомых мне предложили подработку в магазине комиксов «Книжки с Картинками» на Старом Арбате. И мотивация была такая, что вроде как я увлекаюсь комиксами. А на самом деле в последний раз я увлекался комиксами в начале 10-х, когда только-только еще выходили всякие «Ходячие», «Хранители» уже от «Азбуки» и так далее.
И вам было лет существенно меньше.
Дмитрий Чинов: Да, гораздо меньше. А это уже был конец 10-х, тогда я уже комиксы давно забросил, но решил сходить на собеседование. А тогда магазин реально тоже на суперэнтузиазме действовал. Меня взяли без особых знаний. Я не знаю, это хорошо или плохо, но, тем не менее, судьба распорядилась так. И все. Я начал работать продавцом. Я полюбил комиксы абсолютно новой и более сильной любовью. Комикс мне в один момент заменил вообще игры, фильмы, сериалы, все, что угодно. Я читал только комиксы. Даже книги забросил, которые тоже очень любил всю жизнь, прямо читал комикс за комиксом. То есть там сотни были прочитаны за эти два-три года. И как-то постепенно в магазине я продолжал работать, брал больше работы, появилось издательство, я тоже им интересовался, тоже предлагал свое участие, и оно со временем становилось больше и больше. И вот, пожалуйста, закрыл глаза, очнулся и ты уже главный редактор издательства «Альпака», одного из ведущих по комиксам в России. Ну, почему нет? Я с удовольствием.