Текст: ГодЛитературы.РФ
В исторических интерьерах третьего читального зала Российской государственной библиотеки 25 ноября состоялся концерт SOUND UP voices: «танцующие голоса» Мередит Монк.
Главной героиней концерта стала икона нью-йоркской авангардной сцены Мередит Монк, отмечающая в этом году 80-летний юбилей. В своих работах Монк переплавляет музыку, танец, театр и кино в монолитное целое. Основой ее творчества стало исследование возможностей человеческого голоса, которые, по убеждению Мередит, простираются далеко за границы языка и привычного пения.
«Экспериментируя с расширенными техниками, Монк сотворила собственную звуковую вселенную, в которой органично слились архаика и современность», — комментируют организаторы.
На SOUND UP voices прозвучали знаковые произведения для голоса Монк в исполнении камерного хора INTRADA под управлением дирижера Екатерины Антоненко. Программу дополнили минималистичные полотна идеологов группы Bang on a Can Дэвида Лэнга и Джулии Вольф, а также кросс-жанровые работы композиторов нового поколения Джада Гринстайна и Кэролайн Шоу.
Также для посетителей концерта сотрудники «Ленинки» подготовили мини-выставку с уникальными историческими экспонатами из фондов Российской государственной библиотеки:
Piranesi, G.B. Differentes vues … de l’ancienne ville de Pesto. – [s.a.], [1778].
Различные виды древних храмов Пестума – сюита из 21 гравюры, выполненная итальянским художником Джованни Баттиста Пиранези. Интерес к античному миру проявился в занятиях художника археологией. За год до смерти исследовал древнегреческие храмы в Пестуме, в то время почти неизвестные, и в 1777—1778 годах выпустил серию офортов.
Джованни Баттиста Пиранези – итальянский мастер XVIII в., выдающийся представитель эпохи Просвещения, идеи которой в полной мере отразились в его творчестве. Гравер, архитектор, декоратор, рисовальщик, реставратор, теоретик, коллекционер – Пиранези сумел проявить себя в разных областях культурно-художественной деятельности.
Perret, J. Architectura et Perspectiva etlicher Festungen, Stätt, Kirchen, Schlösser und Häuser, wie die auffs stärckeste, zierlichste und bequemste können gebawet oder auffgerichtet warden. – Franctfurt, 1602.
Иллюстрированная 28 прекрасными гравюрами книга «Архитектура и перспектива фортов, городов, церквей, замков и домов» представляет собой творческий синтез фортификационной, религиозной и светской архитектуры, которому практически нет равных в истории идеальной «бумажной архитектуры». Кульминацией работы являются последние 3 листа с предчувствием «современного небоскреба» — высотного одиннадцатиэтажного строения, окруженного геометрическим ландшафтом из садов, рвов и укреплений.
Почти за два столетия до Николя Леду Перре описал и нарисовал идеальные города, предвещая своим смелым и новаторским воображением XVII век. Однако он выходит за рамки формализма, присущего этому искусству, чтобы представить себе действительно футуристический город.
Riedel, H.C. Sammlung architektonischer äußerer und innerer Verzierungen. – Berlin, 1803-1810, 8 v.
Коллекция архитектурных экстерьерных и интерьерных украшений для начинающих строителей и любителей архитектуры – альбомы с комментариями Генриха Карла Риделя (1756–1821), художника, гравера и потомственного архитектора. Всего вышло 8 выпусков, по 6 вручную раскрашенных акватинт в каждом с подробными описаниями.
Альбомы содержат как обзоры реальных построек, так и примеры украшений, и возможные варианты их использования. Вероятно, издание задумывалось как учебное – на момент выхода автор был преподавателем Берлинской строительной академии.
Vitruvius P.M. Les dix Livres d’architecture… – Paris, 1684.
«Десять книг по архитектуре» Марка Витрувия Поллиона (ок. 80-13 до н.э.) – единственная дошедшая до нашего времени античная книга по архитектуре. Всеобъемлющий труд, включающий разделы по градостроительству, фортификации, материалам и приспособлениям, на многие века стал основным учебником по архитектуре. Это второе французское издание, переведенное М. Перро и изданное Ж.-Б. Баптистом, отличается от первого обширным научным комментарием. Исследователи отмечают его полноту, а некоторые даже считают его лучшим французским изданием «Десяти книг по архитектуре» XVII века.