САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Что будет со вселенной «Гарри Поттера»

Спин-оффы или приквел – вот в чем вопрос

Фрагмент фан-арта к х/ф 'Гарри Поттер и узник Азкабана' / kinopoisk.ru
Фрагмент фан-арта к х/ф 'Гарри Поттер и узник Азкабана' / kinopoisk.ru

Текст: Дмитрий Сосновский

Дела у франшизы «Фантастические твари» идут довольно скверно – после неудачи третьей части серии с подзаголовком «Тайны Дамблдора» активизировались звучавшие и ранее разговоры о том, что киношный спин-офф поттерианы окончательно свернут.

Между тем компания Warner Bros. Discovery, которой принадлежат права на адаптацию фэнтезийного мира, созданного английской писательницей Джоан Роулинг, в целом переживает непростые времена. Потенциальные блокбастеры, на которые студия очень рассчитывала, не окупаются, а DC, вторую крупную вселенную, за развитие которой отвечает WB, серьёзно лихорадит – сейчас там идут суетливые перестановки в попытках вернуть лояльность зрителей, причём решения принимаются отнюдь не самые популярные.

Словом, что-то надо делать, и на «Фантастических тварей» боссам мейджора, похоже, рассчитывать не приходится. Но и расставаться с таким ценным активом, каким является мир Гарри Поттера, в таких обстоятельствах было бы, конечно, опрометчиво. Поэтому компания ищет альтернативные варианты.

Один из них напрашивается сам собой, причём давно. Ещё в 2016 году в лондонском театре Palace состоялась премьера спектакля по новой пьесе Джоан Роулинг «Гарри Поттер и Проклятое дитя» – прямому продолжению оригинального книжного цикла. Постановка пользовалась заметной популярностью, и первые мысли о киноверсии появились у продюсеров уже тогда. Теперь же, когда «Фантастическим тварям» срочно требуется замена, об этом не вспомнить было бы просто странно.

Накануне появились сообщения, что они действительно вспомнили: источники британского издания The Sun поведали, что уже якобы началась разработка переноса пьесы на экраны и речь идёт о целом полнометражном фильме для широкого формата. Сейчас, заверяли «осведомлённые лица», процесс находится на ранней стадии – и студия «изучает возможности».

Даже появились подробности: мол, о том, вернётся ли кто-нибудь из классического актёрского состава поттерианы к своим ролям, неизвестно, но руководству-де эта идея очень нравится.

Напомним, «Проклятое дитя» начинается ровно с того момента на вокзале Кингс-Кросс, где заканчивается седьмой роман поттерианы «Дары смерти». Главный герой пьесы – Альбус Северус Поттер, младший сын Гарри, попадающий ко всеобщему удивлению не в Гриффиндор, а в Слизерин. И заводит дружбу со Скорпиусом – сыном главного врага отца Драко Малфоя. В общем, есть где развернуться голливудским мощностям.

Однако радость фанатов оказалась преждевременной – через несколько часов в WB информацию о работе над проектом официально опровергли, заявив изданию Mirror, что пока ничего подобного не происходит. Но поклонники Роулинг сохраняют надежду, что всё-таки только пока. Да и вообще студия может вполне темнить, будучи раздосадованной слишком преждевременной утечкой.

Так или иначе, волшебную вселенную наверняка ждут большие перемены – недаром в течение последних месяцев то и дело звучат разговоры о полноценном перезапуске, и это публично одобряют многие причастные к старым экранизациям. Утверждается даже, что всю сагу могут переснять с новыми актёрами. Но и старых могут в том или ином виде привлечь к новым проектам.

На этот счёт Дэниел Рэдклифф недавно высказался, признавшись, что пока не готов к такому повороту в своей карьере – он не без труда стряхнул с себя прилипчивый образ «мальчика, который выжил», и теперь хочет развиваться в других направлениях (что вот уже несколько лет не без эпатажа и делает – достаточно посмотреть на перечень фильмов с его участием). Однако окончательный крест на таком сценарии он не ставит.

Руперт Гринт, исполнитель роли Рона Уизли, настроен более лояльно и говорит, что отпустить персонажа ему не так-то просто (что заметно по его не самой насыщенной карьере). Так что стать Роном Руперт снова готов, а задумку перезапустить вселенную Поттера он горячо поддерживает. Наконец, режиссёр Крис Коламбус, снявший первые три фильма франшизы, ещё в 2021 году заявил о желании сделать из пьесы Роулинг кино.

Вдобавок в конце прошлого года продюсер Warner Bros. Discovery Ченнинг Данги – определённо, спикер куда более надёжный, чем «информированный источник» – заявил о том, что начались переговоры по поводу создания многосерийного спин-оффа «Гарри Поттера». Написанием сценария уговаривают заняться саму Джоан Роулинг, затяжной конфликт с которой у студии, кажется, уже исчерпался.

В общем, вероятность того, что с «Фантастическими тварями» мы можем попрощаться, действительно велика, но это не повод горевать. Только что вышедшая игра Hogwarts Legacy привлекла ещё большее внимание к и без того культовому миру, так что без его развития мы точно не останемся. Да и «Проклятое дитя» не стоит списывать со счетов.


Текст: Татьяна Шипилова

Проблема заключается только в том, что «Проклятое дитя» должен быть настроен на фанатов саги о Гарри Поттере. Можно сколько угодно преподносить пьесу как нечто самостоятельное (а именно этим и занимаются создатели), но есть ли смысл знакомиться с ее содержанием тем, кто не знаком с оригинальной историей? Ответ очевиден: нет. Просто потому, что вопросов появится миллион, при том, что ни одного ответа никто не получит. Кто такие дементоры, что такое Хогвартс и почему все так остро реагируют на факультет Слизерин, чем он хуже Гриффиндора? Кто такой этот Тёмный лорд и почему его все боятся заочно, спустя аж целых двадцать лет? Почему надо бояться фестралов и кто такие Мародёры, которые создали какую-то карту? Всё это подавалось в предыдущих книгах и фильмах в дозированном количестве, равномерно, чтобы читатель/зритель успел привыкнуть. Здесь же всё новое сваливается на голову, создавая кашу, приправленную откровенными несуразностями.

Получается, если и есть расчет на привлечение новых зрителей, то строиться он будет изначально на привлечении тех, кто любит Гарри и Ко еще с нулевых. Но оценят ли это произведение поклонники – вот в чём вопрос. Судя по многочисленным отзывам, мнения разделились, но большинство склоняется к отрицательным. И это не только русские читатели, но и зарубежные в том числе, то есть потенциальные потребители новых фильмов.

Проблема «Проклятого дитя» даже не в том, что сам текст плохо написан (а он написан плохо, все эти «Это ужасно!», «И затем этот звук становится ужасающим – таким, какого ещё никогда не было прежде», «Он вселяет ужас», «находясь на дне этой ужасающей пропасти» и прочее в драматургии недопустимы, слова автора не утяжеляются личным восприятием автора, диалоги строятся и того хуже), а в том, что сюжет даже не высосан из пальца, а вытянут оттуда клещами, и появился из интернет-шутки «Почему нельзя было воспользоваться Маховиком времени, чтобы спасти родителей Гарри?». И понеслось. Маховик времени становится главным артефактом «Проклятого дитя», напрочь убивая всю библейскую архаику оригинального цикла. История больше смахивает на фанфик, причем не самого лучшего качества. Так что для истинных поклонников поттерианы все очевидно: шалость не удалась.

Но тогда чего же хочется от развития вселенной? Как показала практика, перспективнейший проект с «Фантастическими тварями» был загублен из-за повестки и сумбурности сюжета, чему в том числе поспособствовал скандал с Джоан Роулинг из-за обвинений в трансфобии. Но все же, если есть еще надежда на возвращение во вселенную, то, безусловно, самым интересным ходом было бы воплощение на экране истории как раз Мародеров. Историю Лунатика, Сохатого, Бродяги и Хвоста (особенно в сериальном формате, но это уже вопрос к Ворнерам) смотрели бы с азартом и удовольствием (и слухи про спин-оффы радуют и настораживают одновременно). Особенно если учитывать, что не Артур Уизли был первым волшебником, наделившим магловский транспорт магическими возможностями: Сириус Блэк в ту страшную ночь первым прибыл на место трагедии на своем огромном летающем мотоцикле и вытащил из-под обломков мальчика, который выжил.

Ну, поживем – увидим…