Текст: Влада Метелкина
Дискуссия, модератором которой была Анастасия Шевченко, получилась насыщенной и интересной. Разговор начал Роман Сенчин: «Сибирь, во-первых, очень разнообразная, особенно за последние годы я сумел в этом убедиться».
Существует множество стереотипов про этот регион, например, такие как: все люди мужественные, сильные и большие; по дорогам ходят медведи и там царит постоянная зима. Дмитрий Захаров рассказал об этом анекдот, тем самым развеяв выдумки читателей: «Правда ли, что в Сибири медведи по дорогам ходят? Нет, не правда, нет в Сибири никаких дорог».
На самом деле, Сибирь точно такой же регион России, как, например, Нижний Новгород или Крым. В нем есть мегаполисы с торговыми центрами, которые тесно переплетаются с бездорожьями и лесами, в которых растут ягоды и грибы.
Чтобы представить перед глазами полноценную «картину» Сибири, читателю нужно прочитать книги обоих авторов: «Остановка» Романа Сенчина и «Комитет охраны мостов» Дмитрия Захарова. В первом сборнике историй вы узнаете о том, что происходит за большими городами, в местах, где нет дорог, но в которых живут обычные люди. В книге Дмитрия Захарова же представлена картина Сибири «городской»: с небоскребами и торговыми центрами.
Поговорили и о счастье персонажей в книгах авторов. Анастасия Шевченко задала интересный вопрос: «Будет ли у нас персонаж, который обретет счастье?». Перед тем, как ответить, авторы немного задумались. Роман Сенчин сказал, что пока все персонажи в его произведениях страдают. Дмитрий Захаров тоже отметил: «Если у персонажа все хорошо, то незачем писать про это книжку».
В конце дискуссии из зала раздался интересный вопрос: «В современной филологии давно развивается вопрос локального текста. Уже выделили московский текст, петербургский текст, крымский текст. Какие признаки у сибирского текста?»
Авторы отметили, что никакой «сибирской» литературы не существует. Сибирь в литературе представлена мало или же совсем неизвестна читателю, именно поэтому она вызывает у него интерес. Сибирская литература полна тайн и загадок для читателя.
«Мозаичность сибирской прозы, скорее, больше достоинство, чем недостаток», – такими словами завершил дискуссию Дмитрий Захаров.