Текст: Дмитрий Шеваров
Станислав появился на свет в семье польского дворянина. Отец, переживший разгром польского восстания 1863 года и ссылку в Сибирь, жил угрюмым затворником в имении Старая Воля. От отца будущему художнику достался нелёгкий характер – вспыльчивый, упрямый и замкнутый. Зато от мамы – лирический, ранимый и мечтательный склад души. Мать заметила в сыне художественное дарование и наняла ему учителя рисования.
Стасю было пятнадцать лет, когда мать внезапно умерла. Отец запретил ему даже думать о профессии художника. Когда в семнадцать лет Станислав тайно уехал в Москву учиться живописи, отец бурно отрекся от сына.
Станиславу было всего двадцать лет, когда Левитан обратил внимание Третьякова на работы юноши, который еще не окончил училища. Третьяков тут же приобрел картину молодого живописца «Весенний вечер».
Левитана и Жуковского многое роднило. Оба много страдали от бедности, не были поняты современниками и оставались очень одиноки до конца своих дней.
Левитан открыл русским людям красоту самых обычных, примелькавшихся весенних овражков, сумерек на околице, стогов в ночном поле, заросших прудов и осеннего тумана. Жуковский добавил к этому открытие того, что гармонично соседствовало с природой и было столь же привычно – русские усадьбы.
Я был ещё мал и совершенно несведущ в живописи, но почему-то, попадая в прохладные залы нашей вологодской картинной галереи, невольно искал взглядом единственную имевшуюся там работу Жуковского – «Под вечер». Я часто топтался у этой маленькой картины. Сейчас она совершенно слилась у меня в памяти с детскими впечатлениями, с летними вечерами, когда сараи рыжеют от закатного солнца, а в небе тихонько рассеиваются топлено-молочные облака, уступая место ровной ночной синеве...
После революции началась травля художника. Излюбленные темы Жуковского стали «контрреволюционными». О его картинах писали редкие глупости. В одной газетной статье 1918 года художнику напоминали, что «интерьер стал неотъемлемой частицей общенародной собственности».
Жуковский оставил Петроград и продолжал работать в заброшенных холодных усадьбах на Верхней Волге, потом в домике на окраине Вятки.
Чтобы развязные граждане не приставали к нему с советами, а то и с угрозами, Жуковский выходил на пленэр по ночам. Из двадцати картин, написанных им в 1919 году, – семь ночных пейзажей.
Художник верил, что и при новом строе его искусство будет радовать и утешать людей. Он старался участвовать во всех крупных выставках. Но вскоре Жуковский был объявлен «стоящим вне круга настоящего искусства», и выставочные залы для него закрылись. В конце 1921 года после оскорбительной журнальной статьи Станислав Юлианович нашел автора и, как рассказывают очевидцы, «дал ему пощечину и затем вторую пощечину журналом». Жуковского исключили из товарищества художников.
В 1923 году Станислав Жуковский навсегда уезжает из России. Его путь лежит в Варшаву. Но и на родине предков он не находит понимания. Мастер перебивается случайными заказами и продажей за бесценок своих старых работ. О последних днях художника почти ничего не известно. Автору лучшей монографии о жизни и творчестве Жуковского искусствоведу Михаилу Иванович Горелову удалось в свое время разыскать владелицу варшавского антикварного магазина, которой в начале войны Станислав Юлианович передал на хранение свои картины. Она сообщила, что все работы Жуковского погибли во время Варшавского восстания, а сам он попал в концлагерь в Прушкове, том самом варшавском пригороде, где было последнее пристанище Януша Корчака и его маленьких воспитанников. Станислав Жуковский умер, не дождавшись освобождения, в 1944-м.
Однажды я увидел этюд Жуковского «Старый дом» в Музее личных коллекций и не мог оторваться от него. Постояв, уходил, но снова возвращался.
На картине был дворик, угол деревянного дома, чуть смятые ливнем георгины, заросшие дорожки, скамейка. И тот час вечерний, когда уже темнеет, но какой-то тающий робкий отсвет проходит по дому прощальной волной.
Стихи Константина Романова, рифмующиеся с картинами Жуковского. 22 августа исполнится 165 лет со дня рождения великого князя Константина Романова, вошедшего в русскую поэзию под псевдонимом К.Р.
СТИХИ К.Р.
Из элегии «Осташево»
- Люблю тебя, приют уединенный!
- Старинный дом над тихою рекой
- И бело-розовый, в ней отраженный
- Напротив сельский храм над крутизной.
- Сад незатейливый, но благовонный,
- Над цветом липы пчел гудящий рой;
- И перед домом луг с двумя прудами,
- И островки с густыми тополями.
- Люблю забраться в лес, поглубже в тень;
- Там, после солнцем залитого сада,
- Засушным летом, в яркий знойный день
- И тишина, и сумрак, и прохлада...
- 20 августа 1910, Осташево
* * *
- Растворил я окно — стало грустно
- невмочь, —
- Опустился пред ним на колени,
- И в лицо мне пахнула весенняя ночь
- Благовонным дыханьем сирени.
- А вдали где-то чудно так пел соловей;
- Я внимал ему с грустью глубокой
- И с тоскою о родине вспомнил своей;
- Об отчизне я вспомнил далекой,
- Где родной соловей песнь родную поет
- И, не зная земных огорчений,
- Заливается целую ночь напролет
- Над душистою веткой сирени.
- 13 мая 1885
* * *
- Садик запущенный, садик заглохший;
- Старенький, серенький дом;
- Дворик заросший, прудок пересохший;
- Ветхие службы кругом.
- Несколько шатких ступеней крылечка,
- Стекла цветные в дверях;
- Лавки вдоль стен, изразцовая печка
- В низеньких, темных сенях;
- В комнате стулья с обивкой сафьяной,
- Образ с лампадой в углу,
- Книги на полках, камин, фортепьяно,
- Мягкий ковер на полу...
- В комнате этой и зиму, и лето
- Столько цветов на окне...
- Как мне знакомо и мило все это,
- Как это дорого мне!
- Юные грезы! Счастливые встречи
- В поле и в мраке лесном...
- Под вечер долгие, тихие речи
- Рядом, за чайным столом...
- Годы минувшие, лучшие годы,
- Чуждые смут и тревог!
- Ясные дни тишины и свободы!
- Мирный, родной уголок!
- Ныне ж одно только на сердце бремя
- Незаменимых потерь...
- «Где это доброе старое время?..»
- Где это счастье теперь?
- Павловск
- 13 сентября 1886