САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

В Риме открылась выставка итальянского фотографа, посвятившего ее русским писателям

Чехов, Булгаков, Гоголь вдохновили фотохудожника Энцо Розамилию на создание работ, посвященных русской литературе

В Риме открылась выставка фотохудожника Энцо Розамилия, посвященная русской классике /  пресс-служба Русского Дома в Риме
В Риме открылась выставка фотохудожника Энцо Розамилия, посвященная русской классике / пресс-служба Русского Дома в Риме

Текст: Нива Миракян, «Российская газета», Рим

В «Русском доме» в Риме открылась экспозиция монохромных фотокартин уроженца Салерно (область Кампания) художника и фотографа Энцо Розамилия, вдохновившегося творчеством великих русских писателей – Николая Гоголя, Антона Чехова и Михаила Булгакова.

У всех троих литературных гениев прослеживается определенная связь с Апеннинами. Чехов трижды путешествовал по Италии, отразив впечатления от ее посещения в своем творчестве. Гоголь, проживший на виа Систина в общей сложности около 4 лет, начал работу над первым томом «Мертвых душ» именно в Риме. Написанный Булгаковым в 1940 году роман «Мастер и Маргарита» по сей день является одной из самых известных и любимых книг во всем мире. Он переведен на множество языков, но именно итальянский был одним из первых.

Маэстро Розамилия (Enzo Rosamilia) занимается фотографией с 14 лет. Он разработал уникальную технику фотопечати на специальной бумаге ручной работы из Амальфи (где до сих пор работает одна из древнейших в Европе бумажных фабрик). Но это его первая выставка на родине. Серия «Мастер и Маргарита», в которой автор продемонстрировал собственную трактовку известного романа, выставлялись в Доме-музее Булгакова в Москве, а также в других российских городах. Коллекция «Чехов. Сквозь зеркала», в которой он попытался представить творчество Антона Павловича через его пенсне, была с успехом показана в Таганроге, Ростове и Москве. А проект, составленный из сюрреалистичных фотокартин по мотивам рассказов Николая Гоголя, фотохудожник закончил совсем недавно.

В общей сложности Энцо Розамилия посвятил «русским» фотопроектам около десяти лет, но что же стало отправной точкой?

«Все началось в 2013 году, когда меня пригласила Виктория Барвенко, владелица одной из галерей в родном городе Антона Чехова, в Таганроге. Я был очень тронут оказанным мне приемом. Во время визита мне посчастливилось посетить чеховские места. Вдохновившись увиденным, по возращению из России, я перечитал некоторые рассказы Чехова, и решил посвятить ему коллекцию, на создание которой ушло около двух лет. Считаю творчество Чехова интернациональным, а его персонажи, на мой взгляд, живут по сей день среди нас», – рассказал «РГ» Розамилия.

История появлении серии «Мастер и Маргарита», как и положено Булгакову, покрыта флером таинственности. «Однажды со мной связалась модель из Сибири по имени Маргарита, которая меня упорно называла Маэстро, выражая восхищение моими работами. И это совпадение меня натолкнуло на мысль сделать серию, посвященную бессмертному произведению», – вспомнил автор, отметив, что булгаковкой мистицизм, о котором он наслышан, его ничуть не напугал, а лишь заинтриговал. Ведь Розамилия не побоялся на одной из своих работ запечатлеть себя и Воланда, сидящих на скамейке.

Неудивительно, что в творчестве Гоголя, как заметил автор, ему как эмоциональному южанину особо приглянулась сюрреальная составляющая. «Работа над коллекцией фотокартин, посвященных рассказам Гоголя, меня очень забавляла», – пояснил Розамилия, признавшись, что он любит Санкт-Петербург так же сильно, как Гоголь в свое время боготворил Рим.

Художник мастерски воссоздал образ кота Бегемота из романа «Мастер и Маргарита», трогательный портрет пожилого мужчины, скорбно и одиноко сидящего у окна заброшенного дома, чей образ наводит на мысль о Фирсе из «Вишневого сада», а также интересно обыграл гоголевскую «Шинель». Трудно поверить, но большая часть аутентичных работ, которые пронизаны уважением к русским культурным ценностям, были созданы в Италии, в регионе Кампания.

«Я поехал в город-призрак в провинции Салерно, в котором живет всего один человек по имени Дон Беттино, который был очень похож на знаменитого чеховского персонажа», – так маэстро встретил своего «Фирса», после чего Энцо пришел к выводу, что русские и итальянцы действительно очень похожи.

«Помню, когда я увидела работы Энцо, посвященные Антону Павловичу Чехову, меня поразило, что житель Апеннин смог удивительно тонко прочувствовать атмосферу, присущую чеховским произведениям. Вся эта эфемерность чеховских персонажей – при всей их реалистичности – и пейзажей с «облаками, похожими на рояль», была не воссоздана, а найдена на просторах Италии. Казалось бы, залитое солнцем побережье Тирренского моря – центр южной жизни, наполненный энергией счастливых и общительных людей. И именно здесь, среди буйства зелени и цвета, итальянскому фотографу Энцо Розамилия удалось найти не фактуру – нет! – а именно правильное настроение», – поделилась своими впечатлениями с РГ директор Русского дома в Риме Дария Пушкова.

Маэстро очень сожалеет о том, что некогда теплые и дружественные отношения между Италией и Россией переживают сейчас непростые времена, с нескрываемой горечью отмечая, что его работы пока не заинтересовали местную прессу.

«Я считаю так называемую «культуру отмены» неприемлемой и глубоко убежден в том, что культура должна объединять, а не разъединять народы. Ее трогать ни в коем случае нельзя, поскольку именно она, на мой взгляд, может однажды помочь вернуть все на круги своя. Вопреки всему, как в Италии люди продолжают интересоваться русской культурой, так в России наше культурное наследие по-прежнему будоражит россиян», – заметил Розамилия.

Видимо, именно поэтому на достигнутом маэстро останавливаться не собирается и в ближайшее время намерен обогатить свой фотопроект еще, как минимум, одним русским автором.

«Честно говоря, я пока не решил, кому отдать предпочтение Толстому или Достоевскому. Они оба пользуются большим уважением не только в Италии, но и во всем мире, и являются олицетворением настоящей русской литературы, которой неподвластно время», – подытожил Розамилия.