САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

«Спят солдаты посреди огней». Стихи 1945 года

С днем Победы, дорогие друзья!

С днем Победы! Стихи 1945 года/ Встреча воинов-победителей на Белорусском вокзале в Москве. На паровозе лозунг 'Слава доблестным воинам героической Красной Армии, армии - победительнице'.  25.08.1945/ Фото: Израиль Озерский, РИА Новости
С днем Победы! Стихи 1945 года/ Встреча воинов-победителей на Белорусском вокзале в Москве. На паровозе лозунг 'Слава доблестным воинам героической Красной Армии, армии - победительнице'. 25.08.1945/ Фото: Израиль Озерский, РИА Новости

Текст: Арсений Замостьянов, заместитель главного редактора журнала «Историк»

С днем Победы, дорогие друзья!

С нашим главным и единственным всенародным государственным праздником. Второго такого не будет. Слишком много искусственного стало в жизни человечества в последние годы. А этот день – в потускневших фотографиях из семейного альбома. Храните их, если выпало счастье не потерять.

В 1945 году в газетах каждый день публиковались стихи. Поэты дежурили в редакциях, писали по горячим следам событий. Это, конечно, творчество по разнарядке. Но в 1945 году и такое выходило талантливо – у поэтов разных поколений. По крайней мере, ярко. И у фронтовиков, и у военкоров и у тех, кто по возрасту или состоянию здоровья должен был оставаться вдалеке от передовой. Поэзия – не соревнование. Но рискну предположить, что все-таки было главное стихотворение 1945 года. И это – «Мое поколение» Семена Гудзенко. Там есть вся палитра чувств фронтовика после Победы. Но впору вспомнить и другие строки того года.

Слово Эренбурга

В то время стихи любили не только студенты филологических факультетов, учили наизусть, многого от них ждали. Это был разговор по душам. Даже самые «официозные» по духу стихотворения были необходимы людям. Ни в коем случае не относитесь к ним как к антиквариату. Самое глупое – это высокомерие по отношению к тем, кто жил до нас. Они достойны многого, но не нашего взгляда свысока. Да он и невозможен. Скорее мы не доросли до той правды, до той веры в поэзию, в солдата, в человека.

А от Ильи Эренбурга ждали скорее яростной публицистики, чем стихов. И он мудро сказал о последних днях Великой Отечественной – по-своему счастливых и по-своему нестерпимых: «Войны начинаются почти всегда внезапно, а кончаются медленно: уже ясен исход, но люди еще гибнут и гибнут». Это истина. Люди погибали и после Победы – конечно, меньше, чем в дни войны. А в августе нашей армии еще предстояло добить последних союзников Гитлера – японских самураев. Эренбург не только предчувствовал, он просто знал, что так и будет. Но он написал о Победе и в стихах, проникновенно и образно, как будто вернувшись в свою поэтическую молодость:

  • Она была в линялой гимнастёрке,
  • И ноги были до крови натёрты.
  • Она пришла и постучалась в дом.
  • Открыла мать. Был стол накрыт к обеду.
  • «Твой сын служил со мной в полку одном,
  • И я пришла. Меня зовут Победа».
  • Был чёрный хлеб белее белых дней,
  • И слёзы были соли солоней.
  • Все сто столиц кричали вдалеке,
  • В ладоши хлопали и танцевали.
  • И только в тихом русском городке
  • Две женщины как мёртвые молчали.

Победа всегда – женщина. Как Родина. И относимся мы к ней бережно, с нежностью.

Традиция оды

Александр Прокофьев в день Победы написал более риторическое, но нужное многим:

  • Великий день! Мы так его назвали.
  • Пред ним - стеною дым пороховой,
  • Над пеплом, гарью, грудами развалин
  • Им поднят стяг Победы боевой.

  • А там, где бились воины простые,
  • Размашисты, суровы, горячи,
  • Победа распростерла золотые,
  • Прямые незакатные лучи.

  • На мрамор занести б всех поименно
  • Солдат России, чтоб в века, в века,
  • Да чтоб над этим мрамором знамена,
  • Простреленные, рвались в облака!

Здесь зафиксировано, вморожено в строки ощущение миллионов людей от весенних сообщений Совинформбюро, от московских салютов, от красных знамен над Берлином… Читая такие строфы, можно проследить преемственность с русской одической традицией XVIII века. Великая победа достойна торжественных аккордов. Язык ХХ столетия подчас сопротивляется этой традиции, уходящей корнями в музыкально-политический жанр. А эти стихи тогда запомнились.

«Но с него была видна победа!»

Дмитрий Кедрин (один из тех, кто всю войну рождал сильные стихи) незадолго до 9 мая написал стихотворение «Победа», обратившись к далекой истории – о казачьем походе против турок:

  • А казаков так осталось мало,
  • Что второй курган не вырос выше
  • Самой низкой камышовой крыши.
  • А когда он встал со старым рядом,
  • То казалось, если смерить взглядом,—
  • Что поднялся внук в ногах у деда...
  • Но с него была видна победа!

Это было уже не пророчество, а уверенность. Кедрин нередко обращался к историческим сюжетам, эти стихи известны и сегодня. Он успел еще написать изящные строки об освобожденных узниках гитлеровской Германии:

  • В потертых сапогах и в полотняных
  • Косынках, вылинявших добела,
  • Толпа освобожденных полонянок
  • По городу готическому шла.

  • Был этот город — хмурый и старинный —
  • Сырой, как погреб, прочный, как тюрьма.
  • Склонявшийся над свечкой стеаринной,
  • В нем Гофман некогда сходил с ума.

  • Как мумия, сухой, как смерть, курносый,
  • Свободный от ошибок и грехов,—
  • В нем жил когда-то старичок философ,
  • Не выносивший пенья петухов.

А 18 сентября 1945 года Дмитрий Кедрин трагически погиб под колёсами электрички по пути домой в Черкизово. Это тоже послесловие к той весне. Трагическое.

Время строек и классики

Страна не могла не врастать в мирную жизнь – еще до Победы. Незадолго до нее Сергей Орлов написал стихи, в которых повеяло будущим:

  • Батареи издали рокочут,
  • Утопают города в дыму,
  • Падают разорванные в клочья
  • Небеса нерусские во тьму.

  • Но спокойно за пять лет впервые
  • Спят солдаты посреди огней,
  • Потому что далеко Россия —
  • Даже дым не долетает к ней!

Если перелистать газеты апреля и мая 1945 года, мы увидим, сколько там новостей, не связанных с действующей армией. Открыт новый завод, вышел кинофильм… Ведь нужно было и собрать урожай, и восстанавливать разрушенные города. Незадолго до Победы в Москве открыли Ботанический сад – трудно представить, как непросто это было. В Ленинграде возвращались на законные места золотые ангелы, кораблик и статуи Летнего сада. В Новосибирске готовили к премьере неслыханный по архитектурному размаху оперный театр.

Скоро он грянет «Сусанина». Советская цивилизация (а такая все-таки была) замешана на почтении к мировой классике – архитектурной, литературной, театральной, поэтической. И даже в годы войны злоба дня не перечеркивала этого направления нашей культуры. Борис Пастернак в 1945 году закончил перевод «Гамлета» и начал «Доктора Живаго». Когда на вечере в Политехническом студенты попросили его назвать лучшую вещь о войне, он, не задумываясь, ответил: «Василий Теркин». Впрочем, далекие отзвуки Великой Отечественной можно приметить и в его «Гамлете». От военных стихов к философским перешел и Арсений Тарковский, испытавший в 1945 году прилив вдохновения. В том году он писал:

  • До сих пор мне было невдомек —
  • Для чего мне звездный каталог?
  • В каталоге десять миллионов
  • Номеров небесных телефонов,
  • Десять миллионов номеров
  • Телефонов марев и миров,
  • Полный свод свеченья и мерцанья,
  • Список абонентов мирозданья.
  • Я-то знаю, как зовут звезду,
  • Я и телефон ее найду,
  • Пережду я очередь земную,
  • Поверну я азбуку стальную:

  • — А-13-40-25.
  • Я не знаю, где тебя искать.

Здесь не фронтовой сюжет, но – кроме многого прочего – дух победы.

Братские могилы

Радость, ликование, которому, казалось, не могло быть границ, не затмевало мыслей о павших. 1945 год – это еще и реквиемы. Михаил Исаковский написал «Враги сожгли родную хату» именно тогда. И Твардовский писал «Я убит подо Ржевом», и Маргарита Алигер – о братских могилах:

  • Уснул, мое сокровище,
  • не встанет ото сна.
  • Не выветрилась кровь еще,
  • земля еще красна.
  • И новая трава еще
  • над ним не проросла.
  • И рядом спят товарищи,
  • не встанут ото сна.
  • И птицы поднебесные,
  • когда на юг летят,
  • могилы эти тесные
  • в полете разглядят.
  • И земляки солдатские,
  • когда в поля пойдут,
  • могилы эти братские
  • не вспашут, обойдут.
  • Ветрами чисто метены,
  • без памятных камней,
  • хранит земля отметины
  • погибших сыновей.
  • И если чудо сбудется
  • в далекие года,
  • война людьми забудется,
  • землею - никогда!

Несвоевременно? Да, это сказано в 1945 году. Вовсе не прямолинейно страстная она была в поэзии. Множество оттенков, и смелость была, даже дерзость. А ведь она сегодня почти забыта. Если и вспоминают, то в связи с мужьями.

Торжественные аккорды

И Всеволод Рождественский, поэт старой школы, в победные дни вспоминал о боях на Пулковских высотах:

  • Знаю — в сотый и тысячный год,
  • Проходя у застав Ленинграда,
  • Отвести благодарного взгляда
  • Ты не сможешь от этих высот.
  • Из весенней земли, как живой,
  • Там, где тучи клубились когда-то,
  • Встанет он в полушубке солдата —
  • Жизнь твою отстоявший герой.

Вот кто умел брать торжественные аккорды.

Из дежурных газетных поэтов (вовсе не уничижительная формула) в народе любили Алексея Суркова. Одного из лучших военкоров, настоящего командира, прошедшего не первую войну. Прислушайтесь к его словам о дне Победы. Это не триумфальный салют, а нечто сложнее. Он знал войну и много писал о ней. И, как мало кто другой, имел право назвать солдата победителем. Вообще – имел право говорить о солдате:

  • Где трава от росы и от крови сырая,
  • Где зрачки пулеметов свирепо глядят,
  • В полный рост, над окопом переднего края,
  • Поднялся победитель-солдат.

  • Сердце билось о ребра прерывисто, часто.
  • Тишина... Тишина... Не во сне - наяву.
  • И сказал пехотинец: - Отмаялись! Баста!-
  • И приметил подснежник во рву.

  • И в душе, тосковавшей по свету и ласке,
  • Ожил радости прежней певучий поток.
  • И нагнулся солдат и к простреленной каске
  • Осторожно приладил цветок.

  • Снова ожили в памяти были живые -
  • Подмосковье в снегах и в огне Сталинград.
  • За четыре немыслимых года впервые,
  • Как ребенок, заплакал солдат.

  • Так стоял пехотинец, смеясь и рыдая,
  • Сапогом попирая колючий плетень.
  • За плечами пылала заря молодая,
  • Предвещая солнечный день.

«Кем я был на войне?»

В тот год вся страна пела песню на стихи Льва Ошанина: «Эй, встречай, с победой поздравляй! Чарочку хмельную полнее наливай!» А у Ошанина были еще и такие лирические размышления:

  • Кем я был на войне?
  • Полузрячим посланцем из тыла,
  • Забракованный напрочно всеми врачами земли.
  • Только песня моя с батальоном в атаку ходила,-
  • Ясноглазые люди ее сквозь огонь пронесли.
  • Я подслушал в народной душе эту песню когда-то
  • И, ничем не прикрасив, тихонько сказал ей: - Лети!
  • И за песню солдаты
  • встречали меня, как солдата,
  • А враги нас обоих старались убить на пути.

А он ведь в 1945 году написал еще и «Дороги»! И песня незабываемая, и стихи.

«Согнуть труднее, чем сломать»

Сегодня, быть может, трудно понять, что в том году можно было писать не о победе, не о войне и связанных с нею чувствах. Но Леонид Мартынов иронически и в сказочном духе писал о Лукоморье, Ярослав Смеляков – о Манон Леско. У нас была сильная, многоцветная и свободная поэзия.

Константин Симонов в 1945 году написал:

  • В разлуке были. Смерть видали.
  • Привыкли к скрипу костылей.
  • Свой дом своей рукой сжигали.
  • В последний путь несли друзей.
  • Того, кем путь наш честно прожит,
  • Согнуть труднее, чем сломать.
  • Чем, в самом деле, жизнь нас может,
  • Нас, все видавших, испугать?
  • И если нет других путей,
  • Мы сами вновь пойдем в сраженья,
  • Но наших судеб повторенья
  • Не будет в судьбах сыновей!

Это по-мужски сдержанная мольба о том, чтобы новая война не упала на плечи сыновей. Уж лучше – снова на наши плечи. И это тоже ключевой мотив 1945 года. Особенно важно, что написал стихи, быть может, самый «главный» поэт войны, сопровождавший ее трагедии и победы статьями и стихами с лета 1941 года.

Они завоевали мир, в котором можно было любить, строить, учиться, читать «Илиаду» и «Анну Каренину». «Победа – враг войны», - этот афоризм приписывают Суворову. Это правило понимают почти все воевавшие.