Текст: Роксана Найденова
Лето – время отдыха и дальних путешествий – хороший повод взяться за чтение больших фантастических произведений. В этой подборке несколько идей с разных сторон света.
Серия «Мицелий». Вилма Кадлечкова
- М.: АСТ, 2022–2023
- Пер. с чешск.: Софья Токаревских
В этом году на российский рынок вышел второй том фантастической серии «Мицелий» чешской писательницы Вилмы Кадлечковой. Всего серия насчитывает на данный момент восемь книг. Это редкая возможность познакомиться с писателями-фантастами из Центральной и Восточной Европы, о которых сейчас вспоминают нечасто. «Мицелей» соединяет в себе традиции популярных космоопер конца прошлого столетия: «Гиперион» Дэна Симмонса, «Звездные короли» Эдмонда Гамильтона и др. – с закрученной политической интригой, сложным мироустройством и многообразной культурой выдуманных миров, но добавляет к ним современный постмодернистский контекст.
«Мицелий» переносит читателя в недалекое будущее, когда контакт с инопланетянами уже налажен, и они вроде бы гармонично сосуществуют с людьми. Передовые технологии пришельцев плотно вошли в земной быт и стали его неотъемлемой частью. Однако такая помощь медленно, но неотвратимо ведет человечество к полной зависимости от братьев по разуму. Да и пришельцы, кажется, не особо ценят дружбу с людьми и ведут собственную игру.
Читателей ждет медленное, неспешное повествование с глубоким погружением в тревожный мир будущего людей и ӧссеан (народ пришельцев). Обилие бытовых зарисовок и мучительных рассуждений о правильном выборе напомнят об «Эре подозрений» Натали Саррот, а пессимистичный взгляд на поиски внеземных цивилизаций – о поздних романах другого восточно-европейского писателя – Станислава Лема.
«Ариадна». Дженнифер Сэйнт
- М.: Corpus, 2023
- Пер. англ.: Любовь Тронина
В начале этого года в издательстве Corpus вышел новый роман британской писательницы Дженнифер Сэйнт – «Ариадна», повествующий о нелегкой судьбе критской царевны. Выбор темы и названия во многом симптоматичен и показывает, в каком направлении развивается современный западный мейнстрим. Пересказ – так называемый ретеллинг – известных мифологических сюжетов становится в наши дни самостоятельным направлением в фантастической (в широком смысле) литературе. Интерес к древним мифам существовал всегда, но в нынешнем облике эта тенденция возникла в середине прошлого века с публикации романа «День восьмой» (1967) Торнтона Уайлдера, который послужил толчком для написания «Американских богов», где уже фантастическое соседствовало с реальным. Затем уже у Мадлен Миллер реальность отошла на второй план, уступив место самому мифу. Именно с ее «Песни Ахилла» и «Цирцеи» в англоязычной литературе началась волна переосмыслений. Основная особенность таких ретеллингов – современный взгляд на древние сюжеты.
Новая книга в этом направлении – «Ариадна» – может и не затмевает своих предшественников, однако ее стоит прочесть, чтобы увидеть весь набор современного ретеллинга в деле. Здесь и известная героиня – царевна Ариадна, супруга Диониса – одно упоминание которой рождает в голове целый ряд известных полотен и текстов, воспоминание о которых незаметно улучшает и облагораживает новый текст. И феминистская тема – характер Ариадны развивается по канонам голливудских сильных героинь, окруженной слабыми и хитрыми мужчинами. И, конечно, новая мораль – тот самый современный взгляд и характер, который был бы невозможен у «реальной» Ариадны. То есть Ариадны мифов "классических".
Трилогия «Задача трех тел». Лю Цысинь
- М.: Fanzon, 2018–2022
- Пер. с кит.: О. Глушкова, Д. Накамура
Трилогия выходила и набирала популярность очень медленно. В конце нулевых она публиковалась на родине автора – в Китае. В середине десятых она была переведена на английский язык (а в 2015 даже завоевала премию «Хьюго» как лучший фантастический роман). А сегодня пришла в Россию. На данный момент Лю Цысинь – самый популярный китайский писатель-фантаст в мире. Его трилогия активно переиздается и экранизируется. Примечательно, что другие произведения автора не снискали такой же известности, как «Задача трех тел», да и в целом моды на китайскую фантастику она не открыла. «Задача трех тел» – это феномен современной фантастики, чьей загадки не разгадал даже собственный создатель.
Части трилогии – «Загадка трех тел», «Темный лес», «Вечная жизнь смерти» – разворачивают перед читателем целую летопись будущего, начиная с Культурной революции в Китае, когда мы знакомимся с одной из главных героев – ученой Е Вэньцзе. Она оказывается втянута в мировой заговор, завязанный на первом контакте с пришельцами.
В центре повествования – борьба с агрессивной инопланетной цивилизацией Трисоляриса, которая ищет для себя новый дом. Здесь можно увидеть и традиции Герберта Уэллса, и Станислава Лема, но особенно – Ивана Ефремова и его монументального романа «Лезвие бритвы».
Традиционный сюжет о борьбе людей с космическим вторжением становится поводом поговорить и переосмыслить вполне реальное прошлое и подумать о будущем. Стоит ли человечеству искать встречи с другими цивилизациями? Нужны ли ограничения в научном поиске или новое знание – всегда благо? Кто окажется героями новых поколений? Решить это также трудно, как и задачу трех тел из небесной механики.