Текст: Вячеслав Немиров
На Московской международной книжной ярмарке 30 августа прошла встреча читателей исторического журнала «Родина» с заместителем шеф-редактора издания Семеном Экштутом. Историк и философ рассказал о самых интересных книгах, которые ему доводилось рассматривать в постоянной рубрике журнала Читальня «Родины».
– Как появилась идея создать такую рубрику? – начал Семен Экштут. – Дело в том, что если во времена Александра Пушкина удвоение научного знания происходило каждые 50 лет, то в нынешнее время это происходит раз в 1-2 года. Свободно ориентироваться во всем многообразии выходящей литературы невозможно, поэтому мы и хотели дать читателям путеводную нить.
Ученый рассказал о четырех интереснейших, не похожих одна на другую, исторических работах. Это и вышедшие в издательстве «Ладомир» два тома мемуаров Екатерины Второй, в повествовательной манере которых Семен Экштут разглядел прямую параллель с «Поэмой без героя» Анны Ахматовой, и огромный труд от издательства «Политическая энциклопедия» об одном из наиболее закрытых советских лидеров – Георгии Маленкове.
Как признался Семен Экштут, ему было нелегко найти «ниточку», с помощью которой он бы мог рассказать об этой академической работе широкому читателю, однако для большого ученого и публициста не бывает ничего невозможного.
– Я прочитал, что Маленков очень любил Шекспира, был большим знатоком английской классической поэзии. Эта его человеческая черта дала мне путеводную нить.
Именно Шекспир стал тем ключиком, который позволил мне открыть калитку в былое, – сказал Экштут.
Однако основное внимание исследователь уделил двум историческим памятникам, вышедшим в издательстве «Кучково поле» – дневникам московской дворянки Екатерины Соймоновой и личным записям горного инженера Николая Аносова.
– Когда я только начал читать дневники Екатерины Соймоновой, мне было немного скучно, – поделился заместитель шеф-редактора «Родины. – В этих записях описан быт первой трети XIX века: обеды ужины и танцы. Что тут может быть интересного? Однако я понимал, что у этой шкатулки двойное дно.
И двойное дно действительно обнаружилось. Во-первых, значительный интерес, по словам Семена Экштута, представляют свидетельства девушки о ее круге чтения. Екатерина Соймонова была блестяще образована, помимо прочего, приходилась единокровной сестрой Сергею Соболевскому – видному библиофилу и другу Пушкина. Разумеется, никаких проблем с тем, чтобы достать популярную книжную новинку, у девушки не было, да и благодаря брату она должна была знать о Пушкине достаточно, чтобы хоть раз отозваться о его произведениях на страницах своего дневника – однако на страницах дневника не появляется ни одного упоминания великого поэта.
– В этот момент я понимаю: когда пушкинские биографы пишут, что в последние годы он утратил интерес читателя, это действительно так. Московская барышня ни слова не пишет о Пушкине, хотя от нее до Пушкина – буквально одно рукопожатие, – заметил Семен Экштут.
Но не только это способно удивить внимательного читателя дневников Екатерины Соймоновой. Девушка отличалась блестящим практическим умом, который помог ей наладить дела в имении отца – поистине редкое явление для того времени.
– Если бы у Пушкина была такая жена, то, очевидно, не было бы никакой трагедии. И если бы в российской империи было больше таких расчетливых хозяев, то судьба страны была бы совершенно иной, – заметил исследователь.
Не менее интересна история непримечательных с виду дневников горного инженера Николая Павловича Аносова – сына изобретателя и горнозаводчика Павла Петровича Аносова.
– Меня поразила удивительная рифма судьбы, – поделился Экштут. – Дело в том, что 4 апреля 1866 года у решетки Летнего сада в Санкт-Петербурге террорист Дмитрий Каракозов выстрелил в императора Александра II. По удивительной иронии судьбы в тот же самый день в недавно присоединенном к стране Забайкалье Николай Аносов открыл богатейшие месторождения золота. Пройдет некоторое время, и это золото позволит Российской империи покорить весь Дальний Восток.
По словам историка, современные исследователи уделяют очень много внимания политическим событиям прошлого, с недавних пор – стали обращать внимание на историю повседневности,
– Аносов прекрасно понимал, какие возможности пореформенная Россия дает человеку. Но в то же время это был трагически одинокий человек, ведь в массе своей образованные люди получали гуманитарное образование. Они не задумывались, как приумножить отцовское состояние, – подчеркивает ученый. – Наше знание об императорской России во многом мифологизировано. Нужно говорить не только о сферах политической борьбы или придворных церемониалах. Сейчас нужно заняться изучением социально-экономической жизни общества.