САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Надежда Гусева. Снег

Продолжаем публиковать рассказы, отобранные из числа присланных на конкурс "Доживем до понедельника"

Работы, присланные на конкурс рассказов 'Доживем до понедельника'  / vogazeta.ru
Работы, присланные на конкурс рассказов 'Доживем до понедельника' / vogazeta.ru

Автор: Надежда Гусева, г. Зеленодольск, Республика Татарстан

1

Снег

Он вёл историю средних веков. Мы считали, что он старый. Должно быть, ему было около шестидесяти, но, вполне возможно – гораздо меньше.

Иногда он орал на нас. Иногда мучил заучиванием всяких дат. Ну что ж, на то он и историк.

Зато он красиво говорил. Он был артист. Он оглядывал нас из-под серых бровей и начинал густым проникновенным голосом:

- В маленькой деревушке под названием Домреми жила простая крестьянская девочка. Она была самая обыкновенная – пасла гусей, носила грубое платье, бегала босиком по мокрой траве…

И дальше про Жанну Д,Арк, осторожно, красиво…А потом останавливался и обводил класс безумным взглядом.

- А были ли у вас видения?!

Все замирали.

- А вещие сны?

Про вещие сны мы знали много чего. «А вот у меня…», «А вот был случай…», но историк быстро перебивал фонтан.

- А кто видел себя во сне героем? Героем, спасающим мир? Ладно. Кто хочет стать героем? Но с условием – в конце не жди награды. Вас просто убьют.

И через пять минут:

- Почему ты? – взывал он неистовым голосом. И сам себе смиренно отвечал – Кто, если не я…

Представляете себе? Нам слышался треск костра. К концу урока мы глотали горючие слёзы.

Случилось это в конце октября.

Надо сказать, историка мы, в общем-то, любили. Но это не означало отличного знания предмета и железной дисциплины. Он чего-то объяснял, мы шебуршились – не потому, что неинтересно, а просто так. И вдруг он замолчал. Пауза была долгой, достаточной, чтобы все недоумённо подняли глаза, а потом начали переглядываться. Наверняка кто-то конкретно накосячил и сейчас огребёт.

- Поздравьте меня.

Что за…?

- И себя.

Переглядываемся. Чудак, конечно, вот и пойми…

- Первый снег! – вдруг закричал он.

И все посмотрели в окно. Там густо и медленно кружились пушистые хлопья.

- Первый снег!

- Ура!

А он смотрел и смеялся.

- К окну идите, так же лучше видно.

И мы ринулись, роняя стулья и парты. Кто-то залез с ногами на стол, кто-то повис на товарище....

Он не ругался. Он просто стоял и ждал, пока мы нарадуемся и наорёмся.

Взял и подарил праздник.

2

Чижики

В мае сбылась мечта идиота. Мне вручили ключи от школьной теплицы. По вторникам и пятницам я должна была поливать всё, что там растёт.

Поливать полагалось отстоявшейся в бочке тёплой водичкой из маленькой леечки, и лить аккуратно под корень, чтоб, не дай Бог, не нарушить грамотное развитие придаточных корней. Я выглядывала из дверей, убеждалась, что поблизости никого нет, и… врубала воду из шланга, распыляя её прижатым замерзающим пальцем. Струя била в потолок, разбивалась на радужные брызги, по стеклянным стенам струились потоки, капли сухо скатывались по тугим стрелам лука, помидорная рассада неистово пахла, бархатцы тонко дрожали резными листочками, заблудившиеся бабочки метались в поисках сухого места. Все растения радовались – у них был настоящий дождь, а не какое-то там глупое впрыскивание под корневую систему! Потом я била водой по полу, и от накалившегося за день бетона поднимался пар.

Перед уходом я ловила бабочек. Это были перепуганные белянки и крапивницы, забившиеся в самые укромные уголки. Я осторожно накрывала их ладонями и несла к распахнутой двери. Руки раскрывались. Живые бархатные существа медленно и нервно поднимались в воздух. На коже оставались тонкие следы - осыпавшиеся частички трепетавших крыльев - пыльца фей.

И вот однажды свершилось настоящее чудо. Под потолком бились не бабочки, а маленькие птички. Это были необыкновенные птички. Я даже подумала, что у нас вдруг завелись колибри.

Их было трое – мелких, тоненьких, блестящих.

Ярко-жёлто-зелёных – вот что важно.

Зелёные птички в нашей теплице! Невиданные, удивительные создания.

Желая прогнать их к дверям, я забиралась на грядки и подтягивалась по трубам отопления. Я кидала в них свою кофту и спортивные штаны, пыталась сделать сачок из бумаги, приманивала остатками печенья. Бесполезно. Птицы – не бабочки. Они слишком умны, чтоб дать себя поймать, но слишком глупы, чтобы принять человеческую помощь. Они безумно бились о стёкла, ударялись маленькими клювами и никак не желали понять, что я гоню их в открытую дверь. Они уже устали, выбились из сил, но не давались в руки.

И тогда я решилась на крайние меры. Я развернула шланг и врубила воду.

Я не сразу поняла, что всё пошло не так. Просто забыла прижать пальцем отверстие на шланге и вода, вместо того, чтобы разлетаться мягким веером, ударила жёсткой струёй.

И разбила птичек о стекло.

Позабыв отключить воду, утопая туфлями в холодной воде, я кинулась в угол под грядками. Там неподвижно лежали три ярких мокрых тельца с поднятыми кверху тоненькими лапками.

Я сложила их в пластмассовое ведёрко, прижала к себе, села на бетонное крылечко и горько заплакала.

Чья-то рука легла на моё плечо.

- Ты чего это, а? Обидел кто?

Я только трясла головой и прятала лицо в ведёрко.

- Ну! Такая большая… Что случилось?

Кто-то сел рядом.

Сквозь слёзы я увидела совсем молодого мужчину. И узнала его - он работал в нашей школе, но у нас ничего не вёл. Я запомнила его с тех пор, как нас возили на картошку в колхоз. Тогда его класс ехал с нами в кузове грузовичка. Все наши сидели молча или угрюмо переругивались, а его ребята пели вместе с ним. Я тогда даже позавидовала – вот повезло кому-то! – и молодой, и добрый, да ещё и поёт со всеми.

- Птички. Я убила птичек.

- Ох ты! Ну, это ты маху дала. Дай-ка посмотреть.

Ведёрко перекочевало в чужие руки. И вот маленькая птичка стала не видна из-за осторожно сжатых пальцев.

- Ну-ка дай палец. Сюда положи, на грудку. Чувствуешь? Это у него сердечко. Бьётся... Маааленькое-то какое, а! Ты их не убила, хотя и дура, конечно. Разве можно их было водой? Ну, не реви. Бери другую. Ну, что я говорил? Сердечко! Еле трепыхается… Напугала ты их и всё. Они сознание потеряли от страха. Они же мелкие! У меня вот так же попугайчик… Сейчас мы их реанимируем. Вот так делай.

И он стал осторожно массировать салатную грудку. Под моими пальцами тоже были нежные пёрышки. Сердечко билось быстро-быстро, ещё быстрее…

- Ах!

Птичка взмыла из моих рук. А за ней другая - из рук учителя. Они описали круг над нашими головами и мелодично зачирикали, скрывшись в ветках берёзы. Только последняя птичка ещё лежала лапками кверху.

- Ну что ты, друг! Давай, ждут же тебя.

Третья птица в больших руках подняла головку и раскрыла чёрные бусинки-глазки. Раз – и её не стало.

На берёзе шевелились листья. Это порхали маленькие, спасённые человеком птички. Мы сидели на горячем крыльце теплицы и вглядывались в листву.

- Это чижики, – мечтательно сказал мужчина. – С ума сойти! Ни разу в жизни чижиков в руках не держал!

3

Что хотел сказать художник?

Первой была «Дочь Советской Киргизии» - упёртая девица в голубой бархатной безрукавке, шагающая по выжженной жёлтой земле. В руках она сжимала книги.

Что это могут быть за книги? Почему она так одета? Как вы думаете - эта девочка из бедной или богатой семьи?

Уж точно, не любовный роман. Конечно, учебники. Непонятно только, почему бы не убрать их в сумку. Лицо-то какое… наверняка, первая отличница в своём ауле. Конечно, из бедной семьи. Вон и платье с безрукавкой все стёртые да застиранные.

И, наконец, под занавес. Что хотел сказать художник этой картиной? А действительно – что? Если с книгами и социальным положением всё было ясно, то художнику в душу не заглянешь. Мне вот казалось, что девочка была ему просто симпатична. Да, потёртая и грязная. Да, не красавица. И выражение лица такое, что лучше не подходи. Но было же что-то в ней, было… тёмный румянец на обветренной щеке, коричневые руки, удивлённо поднятые брови…

Оказывается, нет. Оказывается, художник хотел сказать, что тянется к образованию тёмная аульная молодёжь, что не прост путь к свету знаний, что суровые испытания ложатся на хрупкие плечи девочки, решившей ходить в школу. Вон оно, оказывается, что! А так сразу и не скажешь.

И мы послушно записывали - что хотел сказать художник.

В общем-то, это было даже весело. Весь учебник русского языка был без картинок, и только в конце, на цветных вкладках красовались шишкинские леса, раненые солдаты и дочери Советской Киргизии. Нам нравилось их рассматривать. Кое-кто даже что-то подрисовывал – людям тоже было что сказать.

Мы уже описали и «Дочь…», и чудесное «Утро» Яблонской, и шишкинскую «Рожь»…

«Этой картиной художник хотел сказать…»

«В этой картине хорошо раскрывается образ…»

«Эта картина несёт в себе идею…»

И всё было мило и красиво. А потом к нам прислали практикантку – молоденькую, худую как ветка, с жутким начёсом жёлтой чёлки. Её запустили в наш класс и неосмотрительно оставили один на один с диким коллективом. И вот она стояла у доски, поминутно открывала и закрывала тетрадку со своими записями и смотрела на нас. А мы выжидали.

Она начала робко и несмело. Сразу стало понятно, что надолго её не хватит. Пока в сумрачной душе коллектива теплится любопытство, её, конечно, послушают. Может даже, минут десять. А потом… потом потонет эта девочка в шуме, гвалте и безразличии. Потому что с нами так нельзя. С нами можно только жёстко. По-другому мы не понимаем. Зря её так бросили одну.

- А теперь откройте цветную вкладку номер пять. Все открыли?

Это была довольно скучная, совсем несовременная и донельзя понятная картина – «Дети прячут комсомольское знамя». Тут даже не нужно было гадать – что хотел сказать художник. Выразился он предельно ясно, молодец – всё равно, что буквами на заборе прописал. Началась возня и перешёптывание. Всем было скучно. Мы не хотели про детей, которые прячут знамя. Сейчас мы возьмёмся за поиск прилагательных и определений. А вот они, и не ищи – гордый, насторожённый, отважный…

И вдруг она потрогала за плечо моего соседа.

- Вот ты… можно тебя?

- А чё я-то?

- Как тебя зовут?

- Ну, Павлик.

- Без «ну»! - она постаралась сказать строго, но не получилось. - И лучше «Павел»

- Павел.

В классе зашушукались. Павлик был мастер строить из себя дурака. Практикантка сунула ему в руки свой капроновый шарфик.

- Держи, Павел. Представь, что это знамя. Если его найдут враги, тебя убьют. Что ты сделаешь?

- Да выкину! - но лицу Павлика уже разливалась дурацкая улыбка. Сейчас что-то будет.

- Нельзя, это же знамя. И куда ты его выкинешь? Дом окружён.

Павлик всё улыбался. Она смотрела просто и серьёзно. Мне было жаль её.

- Ну, спрячу.

- Без «ну». Прячь.

Недолго думая, сосед сунул синий комок мне в руки. Я растерялась

- Теперь ты. А враги всё ближе…

- Держи! - я кинула комок однокласснице.

- Прекрасно, - сказала ей практикантка. - Теперь тебя подставили. А теперь я считаю до пяти, открывается дверь и… у кого окажется знамя… Раз. Два. Три…

Шарф летал по классу. Игра заразила всех.

- Четыре… Четыре с половиной… Пять!

Павел застыл с синим шарфом в руках. Практикантка направила на него карандаш.

- Знамя у тебя. Твоя участь решена. А ведь оно даже не нужно тебе. Оно для тебя ничего не значит. А для них, - она постучала по учебнику, - значит! Вам, конечно, этого не понять. Вы занимались тем, что подставляли друг друга. Кто угодно, только не я. А они нет. Потому что они не гниленькие.

- А мы, значит, гниленькие?

- Как будто вы нас знаете!

Все старались выразить возмущение, стало шумно, но она не ругалась. Просто стояла и смотрела.

- Конечно, не знаю. Я вас в первый раз вижу. И вообще, не про вас сейчас речь. Понимать надо, - она сделала паузу и оглядела нас. - Они ведь тоже дети.

Как по-разному можно сказать одну-единственную фразу. Всего четыре слова. Она сказала так, как надо. Сказала так, что по спине прокрался холодок, а на руках встопорщились невидимые волоски. Они ведь тоже дети. Должно быть, так только показалось – не мог её голос слёзно дрогнуть, это совсем ни к чему. Это всего лишь картинка в учебнике – запоздалый глоток махрового советского реализма. Но они-то дети. Им страшно. Вот-вот откроется дверь, и тогда… А знамя, кусок красной ткани – быстрее, под рубашку… Не только для того, чтоб сохранить. Чтобы никто не заметил.

- А теперь напишите, что они чувствуют. Напишите про них.

И мы писали до конца урока.

4

Радиоприёмник

По воскресеньям он бегал. Всегда один и тот же спортивный костюм – синие штаны с белыми лампасами, олимпийка на молнии, из-под старых кед торчат толстые носки – ноги должны быть в тепле. В холодные дни на голове красовалась шапочка домиком, в тёплые – вязаная повязка, чтобы волосы не мешались. Их много было, волос. Мы спорили – крашеные или нет? По возрасту должны быть седые, а не рыжие. Но проверить, само собой, никак не получалось – не будешь же спрашивать или щупать.

По будням он тоже бегал, но не так долго. В основном, производил всякие полезные для здоровья упражнения – приседания, наклоны и прочее. Иногда делал совсем странные вещи. Например, замирал в позе парящего орла. И так стоял довольно долго. Мы решили, что это такая йога.

После уроков и всяких прочих школьных дел мы смотрели из окон на спортивную площадку - на то, как он выгибает спину и поднимает одну ногу к груди; как бегает специальным бегом, высоко подкидывая ноги. Рыжие эйнштейновские волосы трепал ветер. Чудак.

Ну, а в школе он носил пиджак, начищенные ботинки и квадратные очки в толстой коричневой оправе. Преподавал он физику.

Я пропустила по болезни две недели, пришла и ничего не поняла. Совершенно ничего. Собственно, я и раньше мало чего понимала, но теперь всё было совсем плохо. На столах лежали странные детали и потрёпанные методички с инструкциями и чертежами. На подносе – с десяток цветных проводков с рожками клемм. Ужас. И у меня не было напарника – я сидела одна.

Урок был последним, а девиз простым – раньше сделал, раньше ушёл. Время от времени кто-то вставал, проходил к учительскому столу и с гордостью ставил на него дощечку с собранным устройством. Учитель поправлял тяжёлые очки, придирчиво осматривал изделие, поворачивал рычажки, раздавалось шипение, голоса или музыка. Молодец, пять. Следующий.

Народу было всё меньше. Это настораживало. Я всё ещё тупо вертела в руках проводки, никак не понимая, куда ещё их можно приладить, а люди уже сделали задание!

После звонка нас осталось трое. Я поняла, что попала в связку к совсем уж тёмным двоечникам, и в пятый раз попыталась разобраться в методичке. С таким же успехом её могли бы написать и на китайском. Один из отстающих встал и принёс к столу свою штуковину. Рычажок повернули, раздались плевки, кашель и что-то похожее на удалённую ругань. Молодец, свободен. Как?!

Когда ещё один ученик покинул класс, мы остались тет-а-тет. Учителю дела до меня не было. На его столе громоздилось пачек пять тетрадей и столько же классных журналов. По-моему, он вообще не замечал, что в помещении ещё кто-то есть. Я немного подождала и двинулась к нему.

- У меня не получается.

- Почему? - не поднимая головы от журнала.

- Не знаю. Не понимаю.

- Почему?

- Ну… тут сложно. Меня же не было.

- Тогда прочитай параграф.

- Хорошо.

Прошло полчаса. Я прочла параграф дважды. В классе стояла гнетущая тишина. Только иногда сухо переворачивались страницы чужих тетрадей. Я сделала вторую попытку.

- Вот тут… я не совсем поняла.

- Почему?

Это уже бесило. Он даже глаз не поднимал.

- Не знаю! Не понятно!

- Ну, так прочти ещё раз. А если не понятно, то и предыдущие темы.

-Хорошо.

Ещё полчаса ушло на то, чтобы укрепить на доске конденсатор переменной ёмкости. Я по-прежнему весьма туманно понимала его назначение, но хотя бы поняла чертёж и прицепила к нему клемму заземления. Дальше было опять не понятно.

Солнце повернуло на закат. Учитель заполнял второй журнал. Лучше бы он бегал по спортплощадке и занимался своей йогой! Ах, я дура! Надо же правильно попросить!

- Помогите мне, пожалуйста.

- Зачем?

- Я не понимаю.

- Почему? Там русским языком написано.

Да блииин! Не русским! И потому что не понимаю! Потому что не прёт всё техническое! Потому что дома умудряюсь ломать даже мясорубку!

- Вы… не поможете?

- Нет. У меня много дел.

- Но я не…

- Ты не дура. Другие смогли, и ты сможешь.

И передвинул к себе очередную стопку тетрадей. Чёрт. Ну, ладно.

Я была изрядно зла. На этого очкастого спортсмена, на себя-дуру, на это дебильное радио. Я знала, что могу встать и уйти. Подумаешь – двойка, не помру с горя. Но теперь я уйти не могла. Ни за что! Если я уйду, он и головы не поднимет – так и будет копошиться в своих трёпаных тетрадках. А я как была пустым местом, так и буду! Чёртова физика! Я впилась глазами в чертежи методички и оторвала неправильно закреплённые клеммы.

На то, чтобы собрать радиоприёмник, ушёл ещё час. Я вспотела и была зла на весь мир. Наконец, аппарат стоял на учительском столе. Физик повернул рычажок. Молчание и тишина в кабинете совершенно не нарушились. За окном смеркалось.

- Ну?

- Что - ну? - опешила я.

- Это что?

- Радиоприёмник.

- А что он должен делать?

- Э… ловить? Петь?

- Ну?

Сейчас я стукну его этой штуковиной.

Приёмник я разобрала. Прочитала два параграфа. Прочитала инструкцию. Собрала снова. Поставила на стол. Синее небо висело за окном. Из открытого окна тянуло холодом.

- Ну?

Я сама повернула рычажок. Приёмник закашлял, затарахтел и где-то там, на другом конце Вселенной, заиграла весёленькая песенка. Я уставилась на него, как на говорящую собаку. Физик тоже поднял голову. Приёмник давился помехами, но выдавал свою песенку, даже некоторые слова можно было разобрать.

- Молодец. Пять.

Я просидела три часа. Осталась последней, поняла с шестисотого раза, истрепала методичку и испортила проводки!

- Пять?!

- Да. Дневник давай.

- Но я же…

- Что должен делать радиоприёмник?

- Ловить радиоволны, воспроизводить звук….

- Правильно. У тебя он это делает?

- Да.

- И ты его собрала. Значит - «пять».

Он захлопнул последний журнал и сложил свои тетрадки аккуратной башенкой.

Вечером физик бегает по кругу, смешно подкидывая колени и описывая руками круги. Курчавые волосы выбились из-под повязки и торчали во все стороны. Он двигался необычно, чудаковато – что хотел, то и творил.