10 фактов о Владимире Обручеве

10 октября — 160 лет со дня рождения ученого и писателя-фантаста Владимира Обручева, автора романов «Плутония» и «Земля Санникова»

Влади́мир Афана́сьевич О́бручев (род. 10 октября 1863 г.) — географ и путешественник, ученый и писатель. Автор научно-фантастических романов 'Плутония' и 'Земля Санникова'. Коллаж: ГодЛитературы.РФ

Текст: Андрей Мягков

Он вошел в историю науки своими экспедициями и классическим трудами в области геологии и географии, а в историю литературы — научно-фантастическими романами "Плутония" и "Земля Санникова", с помощью которых заражал читателей жаждой приключений и открытий. Родившийся 10 октября 1863 года в имении своего деда в селе Клепинино Тверской губернии, сын штабного офицера, Владимир Обручев пошел скорее по пути своей тетки по отцовской линии Марии Сеченовой — первой в России женщины-офтальмолога и биолога-эволюциониста. Герой Социалистического Труда, лауреат двух Сталинских премий первой степени, пятикратный кавалер ордена Ленина — это лишь часть полученных им почестей. Но официальными регалиями Обручев, конечно, не ограничивается — в его судьбе было много куда более интересного, чем награды. Так что держите 10 интересных фактов о выдающемся ученом и писателе.

1. Любыми книгами Обручева с детства были приключенческие романы Фенимора Купера, Майн Рида и Жюля Верна. Позднее Владимир Афанасьевич писал: "Мне очень нравились охотники, моряки и жюль-верновские ученые, иногда смешные и рассеянные, но великие знатоки природы. Мне тоже хотелось сделаться ученым, естествоиспытателем, путешественником. Одно огорчало меня: Америка была открыта без меня, без меня совершены кругосветные путешествия, нанесены на карту материки и острова.<...> Увы, я опоздал родиться… Теперь все открыто". К слову, позднее Обручев-ученый нашел немало ошибок в "Путешествии к центру Земли" Жюля Верна — это во многом сподвигло его написать роман "Плутония", своего рода исправленную версию "Путешествия...".

2. Из-за вечных переездов отца, связанных с военной службой, Обручев получил домашнее образование. Семья успела пожить во многих городах Польши, на тот момент являвшихся частью Российской империи, и потому Обручев прекрасно освоил польский язык. Знал он также немецкий и французский — мать, Полина Карловна, воспитывая детей, часто разговаривала с ними именно на этих языках.

Владимир Обручев. Фото: trv-science.ru

3. В первой же своей экспедиции — в пустыню Кара-Кум в Туркмении — юный геолог попал впросак. Обручев не позаботился о палатке и провианте, а потому ночевал под открытым небом и питался сухарями с чаем. Причина провала банальна — в институте попросту не обучали тому, какое снаряжение необходимо для полевой работы и как вернуться из экспедиции живым.

4. Во время своих путешествий по Китаю и южному Тибету Обручев в сумме прошел 13 625 километров — вдоль, как говорится, и поперек. К слову, именно эти экспедиции заложили теоретическую основу для создания будущей Транссибирской магистрали, в строительстве которой Обручев участвовал.

5. Обручев совершил немало открытий: так, исследуя побережье Байкала, ученый выяснил, что озеро образовалось на месте тектонического разлома — причем по геологическим меркам, произошедшего совсем недавно. Также Обручев заявил, что пустыня Гоби никогда не была морским дном — это опровергало доминировавшую на тот момент научную гипотезу.

Кроме того, именно Владимир Афанасьевич ввел в научный оборот термин «неотектоника» — так называют раздел геологии, изучающий историю развития и тектонические движения коры, сформировавшие самые молодые черты современного рельефа Земли.

Так на карту экспедиции Матвея Геденштрома были нанесены «земли, виденные Санниковым»

6. В основе романа "Земля Санникова" лежит реальное сообщение зверопромышленника Якова Санникова, который во время одной из промысловых экспедиций в 1811 году увидел к северу от острова Котельный силуэты неизвестных гор.

К слову, существование Земли Санникова к северу от Новосибирских островов Обручев действительно считал вероятным. И, возможно, не ошибался: по мнению современных исследователей, Земля Санникова могла состоять не из скал, а, как и многие арктические острова, из ископаемого льда, поверх которого был нанесен слой грунта. Со временем лед растаял, а с ней и Земля Санникова.

7. Романы Обручева стали настолько популярны, что ученый получал тьму писем от школьников: ребята просили взять их в экспедиции на Землю Санникова и Плутонию, ежели такие предвидятся.

8. Обручева отстранили от преподавания в Томском технологическом институте по политическим соображениям: после студенческих волнений в 1910—1911 гг. Владимира Афанасьвеча (на тот момент декана) обвинили в симпатиях к революционерам. Что наверняка было правдой — Обручев открыто сотрудничал с левыми газетами. А уже в 1912 году 49-летнего профессора фактически уволили по требованию министра народного просвещения Российской империи Л.А. Кассо — из-за "революционной оппозиционности". Формально Обручеву предложили перейти в другой институт, однако в других институтах не было кафедры геологии — а в университете, не имея диплома доктора наук, Обручев преподавать не мог.

Впрочем, нет худа без добра — именно в этот период Обручев, лишенный возможности преподавать, основательно берется за литературу.

9. Имя ученого увековечено во многих областях. Загибайте пальцы: в честь Обручева назван минерал обручевит, астероид, кратеры на Луне, вулкан, три горы, перевал, ледник, антарктический оазис, двадцать девять организмов и растений.... И это еще не полный список.

10. Обручев засветился и в мире видеоигр — сюжет второй части игры "Syberia", созданной французским художником комиксов Бенуа Сокалем, основан как раз на романе "Земля Санникова".