![](https://glstatic.rg.ru/crop150x150/uploads/images/2017/02/23/dc9c11f3625eca9.jpg)
Текст: Елена Новоселова/РГ
Душа моя, орфография
Начнем с автора романа взросления "Душа моя Павел" Алексея Варламова. Алексей Николаевич, так ли уж важны уроки литературы во времена, когда наблюдается колоссальный спрос на айтишников, инженеров, финансистов?
![](https://glstatic.rg.ru/crop150x150/uploads/images/2018/06/28/b04710b498dbb67.jpg)
Алексей Варламов: Я воспитывался на словах Альберта Эйнштейна: "Достоевский дал мне много, необычайно много, больше Гаусса". Напомню, что работы Карла Гаусса помогли физику разработать математическую основу теории относительности. Представить себе состоявшегося в своей профессии ученого, не знающего литературы, мне довольно сложно. С моей точки зрения, литература - это предмет, который дает возможность развивать себя, совершенствовать свою личность, тренировать свое воображение, память, ум, чувства, эмоции. То есть это не просто какая-то информация об окружающем мире, а нечто, что человеку необходимо как витамин, без которого он будет хилым и ущербным.
Не знаю, как на это смотрит нынешнее поколение айтишников, может быть, они прекрасно без таких витаминов обходятся. Можно же жить без путешествий, быть равнодушным к звездному небу, природе, миру книг. Но я не пойму, зачем? Ведь это прежде всего удовольствие. Мне очень жалко людей, которые воспринимают литературу как что-то лишнее, ненужное, пытку и муку какую-то.
Константин Ушинский вообще считал, что "русский язык" - это главный школьный предмет. Однако при всей безусловной важности профессии словесника цифры приема свидетельствуют, что бюджетных мест в вузах страны, где их готовят, становится все меньше. Прошло уже четыре года с резонансного Совета при президенте России по русскому языку, где шла об этом речь. Есть сдвиги?
![](https://glstatic.rg.ru/crop150x150/uploads/images/2023/11/08/image_b19.png)
Людмила Кольцова, профессор Воронежского госуниверситета, член Совета при президенте РФ по русскому языку: С моей точки зрения, разрушение филологического, особенно университетского, образования продолжается. Скоро не только детей некому будет учить русскому языку, но и в самих университетах филологов не останется. Когда в нашем университете, например, на филологическом факультете учится всего (на всех формах обучения) 300 студентов, а на экономическом и юридическом - по 2,5 тысячи. Как было 21 бюджетное место на отечественную филологию, так и осталось. Кто учителей учить будет?!
В этом году в магистратуре у нас будет учиться 30 человек. Из них - 20 граждане Туркмении, которые заплатили за учебу, но русский язык знают пока плохо. Мы прилагаем серьезные усилия для того, чтобы для начала научить читать. Справимся, конечно, но проблема есть.
![](https://glstatic.rg.ru/crop150x150/uploads/images/2023/11/08/image_a43.png)
Радиф Замалетдинов, член президиума Совета при президенте РФ по русскому языку, директор Института филологии и межкультурной коммуникации Казанского федерального университета (КФУ): Я начну с того, что наш институт является крупнейшим в регионе научно-образовательным центром, готовящим специалистов и педагогов в области русского языка и литературы. И если говорить о бюджетных местах, то все же есть положительная динамика в последние два-три года. Особенно это касается педагогического образования.
Но в то же время все еще испытываем их дефицит по направлению "Филология", прежде всего для бакалаврских программ. Еще большая нехватка бюджетных мест в аспирантуре по филологии и педагогике.
Приведу такие данные. В 2021 году КФУ было выделено на эти направления 19 и 21 бюджетное место соответственно, в 2022 году - 14 и 14 мест, а в 2023 году - всего 8 и 6. Это, конечно же, явно недостаточно, даже для простого воспроизводства научно-педагогических кадров.
Однако министерство утверждает, что распределение общих цифр приема по регионам исходит из потребности в выпускниках, а не в абитуриентах. Исходя из этой логики, дефицита в русистах нет?
Радиф Замалетдинов: Да, казалось бы, при таком подходе вопрос кадрового голода не должен стоять. Однако на практике все не так. По данным Министерства образования и науки Республики Татарстан, потребность образовательных учреждений республики в учителях русского языка на 2023/24 учебный год составила порядка 470 педагогических работников. Для сравнения: в 2023 году наш институт выпустил всего лишь 91 бакалавра и магистра, чья квалификация позволила бы им трудоустроиться в школы и преподавать русский язык. Еще некоторое количество учителей русского языка в нашей республике готовят Елабужский филиал КФУ и Набережночелнинский педуниверситет. Однако даже все эти образовательные организации вместе взятые на сегодняшний день не закрывают потребность региона в учителях по предмету.
Пять экзаменов на одних плечах
![](https://glstatic.rg.ru/crop150x150/uploads/images/2023/11/08/image_cb5.png)
Людмила Дудова, член Совета по русскому языку при президенте России, председатель координационного совета "Ассоциации учителей литературы и русского языка": Недостаток выпускников вузов и сокращение контрольных цифр приема - лишь одна из многих причин нехватки школьных литераторов и русистов. Да, словесников обучают в 162 вузах нашей страны. Но все равно учителей, которые ведут с 5 по 11 класс предметы "русский язык", "литература", "родной (русский) язык" и "родная (русская) литература", не хватает. Совершенно очевидно, что дело не только и не столько в количестве выпускников, получивших квалификацию учитель русского языка и литературы, а в том, сколько выпускников приходит в школу и кто из них остается в ней работать.
Радиф Замалетдинов: По нашим данным, порой только половина выпускников педагогических вузов идут работать школьными учителями.
Помните учителя словесности, который разочаровался во всем, в том числе и педагогике, из одноименного рассказа Антона Чехова? Но скажите, как не разочароваться сегодня при той зарплате и нагрузке, которая есть у словесника?
Людмила Дудова: Могу рассказать, как сами учителя оценивают причины дефицита учителей-словесников в школах России. Это, прежде всего, неравенство в оплате труда в разных регионах страны: разница порой в несколько раз, ведь зарплата привязана к средней по региону. Это приводит к явлению, которое в последние годы приобрело довольно массовый характер, - оттоку словесников из регионов с низким уровнем заработной платы в регионы с более высокой заработной платой.
На втором месте пресловутая бюрократизация работы педагога. По исследованиям, проведенным РАНХиГС, учителя тратят на заполнение отчетов от 1 до 6 часов в неделю, подготовка к урокам занимает у трети учителей 6 часов в неделю, а еще почти 6 часов в неделю - на проверку работ учащихся! И это все сверх нагрузки учебной, из которой оплачивается дополнительно только проверка тетрадей, но от количества проверенных работ эта оплата не зависит никак. И еще. С недавних пор зарплата учителя зависит и от количества детей. Поэтому наполняемость классов, особенно в городских школах, может доходить до 40 человек вместо 25 по нормам СанПиНа. И это тоже причина ухода из школы.
Людмила Кольцова: И в Воронеже не хватает учителей-литераторов, в школы берут даже студентов. Беда еще и в том, что оттуда уходят самые талантливые, самые способные учителя, которые могут где-то себя применить. Ведь литература и русский язык - самый трудоемкий предмет. Он требует раздумья, размышления, чтения...
Людмила Дудова: Учитель русской словесности в школе - это педагог, который на своих плечах несет ответственность за итоговую аттестацию по двум предметам: русскому языку - обязательный экзамен в 9 и 11 классах, обязательном итоговом сочинении в 11 классе и экзамену по предмету "литература" - экзамен по выбору. Итого на плечи словесника - единственного предметника в школе - выпадает 5 форм итогового контроля, три из которых являются обязательными. Ни у одного из учителей-предметников такой нагрузки в школе нет.
Людмила Кольцова: К слову, то же самое касается и вузовских словесников. Нагрузка у российского преподавателя в 10 раз больше, чем у западного, работающего в Болонской системе, а зарплата - в 10 раз меньше. Для сравнения: итальянские коллеги были возмущены, когда их годовая нагрузка увеличилась с 90 до 120 часов. А у нас 950 - для преподавателя вуза и 1200 - для тех, кто работает в этой системе общего профессионального образования, которую сейчас открыли при университетах.
"Война и мир" в сокращении
Недавно закончился российский конкурс "Учитель года". Победил литератор посольской школы в Иране. Блеск и восторг, иных слов не подберешь, чтобы охарактеризовать его уроки. Но положа руку на сердце - такие звезды скорее исключение из правил. Не секрет, что в школу приходят и откровенные недоучки, читавшие "Войну и мир" по краткому пересказу.
Людмила Кольцова: Сокращение количества часов на профильные предметы на региональных филфаках (я не говорю о столичных вузах) - это еще одна наша боль. Меня как-то наш знаменитый "классик" Николай Николаевич Казанский спрашивает: "Людмила Михайловна, а сколько у вас в университете в неделю древнегреческого языка?" Что я могла ему ответить, если у нас на втором курсе раз в две недели бывает лекция по русскому языку и один раз - практическое занятие! И чему мы можем научить студентов?
Радиф Замалетдинов: Конечно, всегда хочется, чтобы часов, выделяемых на профильные предметы, было больше. В то же время при разработке учебных планов мы не можем отклоняться от требований, прописанных в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС). В целом, считаю, что часов вполне хватает, чтобы подготовить высококвалифицированных специалистов в своей области. Но при этом очень важно и отношение к учебе самих студентов, их мотивация к самостоятельной работе.
Людмила Дудова: Между тем, в последние годы все чаще публикуются сведения о катастрофических показателях по русскому языку, которые демонстрируют на диктантах и на первых занятиях в вузе студенты-первокурсники. Но учителя, которые учили этих студентов, - выпускники этих самых вузов. Однако только 8 процентов из них говорят, что им недостаточно предметных знаний. 27 процентов педагогов отмечают дефицит знаний и навыков в области применения компьютерных и информационных технологий в преподавании предметов "русский язык" и "литература", 22 процента испытывают недостаток знаний и навыков в работе с детьми, имеющими проблемы в поведении, а 17 процентов в работе с одаренными детьми. И 19 процентов отмечают слабое знание основного документа, которым должен руководствоваться учитель в своей профессиональной деятельности - ФГОС.
А вот еще одна новость, которая всполошила не только профессиональное сообщество, но и родителей. Учителей средней школы (с 5-го по 9-й класс) будут готовить в колледжах. Об этом говорил глава Минпросвещения Сергей Кравцов на Петербургском международном экономическом форуме.
Людмила Дудова: Я отношусь к этому отрицательно. Мое мнение основано не только на том, что я неплохо знаю систему среднего профессионального образования и имею опыт работы в педагогическом колледже. Мы провели экспресс-опрос среди педагогов-словесников в нашей ассоциации, и они высказались категорически против. Согласно квалификационным требованиям учителя основной школы должны иметь только высшее образование. А именно в основной школе, то есть с 5-го по 9-й класс, фактически осваивается основной курс русского языка, и кадровый состав колледжей не может обеспечить качественную подготовку учителя русской словесности. Я уже не говорю о том, что они не смогут обеспечить соответствующую подготовку и по предмету "литература". Есть вопросы к уровню подготовки тех, кто поступает в колледжи. Мы можем говорить, что и на филологические факультеты вузов у нас порой идут не самые лучшие, а уж что говорить о колледжах.
Кроме того, встает вопрос финансирования подготовки учителей для основной школы, вузы получают финансирование из федерального бюджета, а колледжи - это региональный бюджет. Там есть такие средства?
Алексей Варламов: Экспертному сообществу, конечно, виднее, но если речь идет о том, чтобы сократить подготовку учителя, давать ему меньше знаний и навыков, то, на мой взгляд, ничего хорошего в этом нет. Школьное образование - это поле боя. И мы ведь помним фразу о том, когда прусаки побили австрийцев, "это была победа прусского учителя над австрийским школьным учителем". Мы полетели в космос благодаря отличной системе образования. То, чему мы учим в школе, это вопрос стратегический. Прежде чем что-то решать радикально, ну проведите эксперимент в одном регионе. Наша беда - шараханье из крайности в крайность. А такие решения должны приниматься на основании серьезного и вдумчивого разговора. Это не может быть какая-то директива: собрались чиновники и решили. Идея эта мне не кажется симпатичной, вот если бы предложили углубить подготовку учителей - другой вопрос.
Чиновники с филфака
Алексей Николаевич, вот вы говорите: "Собрались и решили". Как вы считаете, пригодились бы нашим сановникам навыки филфака?
Алексей Варламов: Не уверен, что само по себе филологическое образование даст достаточно информации, чтобы управлять государством, но понимать суть главного инструмента, который формирует национальный характер, а это русский язык, поможет. Насколько мне известно, по первому образованию филологами являются бывший зампредседателя правительства РФ Игорь Сечин и экс-министр обороны России Сергей Иванов, а также губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев. С моей точки зрения, для человека такого уровня ответственности особенно важно соблюдать чистоту речи и блюсти языковую норму. Филолог принадлежит не только современности, но и встраивается в историческую вертикаль. А сегодня, в эпоху глобализации и других тревожных мировых событий, сохранение национальной физиономии и национального характера выходит на первый план. Борьба за язык, сохранение языка в сегодняшнем мире приобретает не только значение каких-то ритуальных фраз, но и становится чем-то чрезвычайно важным для существования государства.
Мне кажется, внимание к языку и его функционированию должно быть важнейшей государственной задачей. И если у нас будет какой-то процент чиновников-филологов, которые вынесли из своей учебы понимание, что язык - это ресурс, не менее важный, чем нефть, уран, золото, алмазы, вот это будет очень здорово.
Людмила Кольцова: Не мешало бы напомнить о любви к русскому языку тем чиновникам, кто придумывает невообразимые для слуха образовательные аббревиатуры. Кроме упомянутых уже здесь ФГОсов, появились ФОСы. Вслушайтесь, дорогие коллеги, вдумайтесь, пожалуйста, если это возможно, в то, что "в ФОСы должны входить все КОЗы в рамках ФГОСов". А по требованию тех, кто управляет образованием, "преподаватели не должны почивать на лаврах, а активнее внедрять в учебный процесс КОЗ и вырабатывать знаниевые компетенции". Это не шутка, это вопрос об использовании государственного языка в общественно значимых сферах.
Откуда будем брать разбирающихся во всех КОЗах и других чудо-существах чиновничьего словотворчества, а также отлично знающих свой предмет, успевающих читать классику и новинки, посещающих театр учителей?
Радиф Замалетдинов: Я объясню все на цифрах. Подготовка квалифицированного педагога занимает не менее четырех-пяти лет, если студент учится очно, и пяти-шести лет у заочников. Пройдет еще как минимум два-три года, пока мы сможем выпускать необходимое для образовательных учреждений Татарстана количество учителей русского языка.
По прогнозам Минобрнауки, потребность в русистах по республике на 2025/26 учебный год составит 314 человек. К этому времени наш институт подготовит и выпустит около 150 бакалавров и магистров, готовых учить детей русскому. В 2026 году, при потребности в 303 учителях русского языка по республике, наш институт выпустит уже порядка двухсот специалистов с соответствующей квалификацией. Казалось бы, все постепенно налаживается. Но рано радоваться. Важно проводить постоянную и системную работу по повышению престижа профессии педагога, возрождения ее былого авторитета, думать над улучшением материального положения школьных учителей. Только в этом случае выпускники педагогических вузов пойдут работать в школы, и появится гарантия, что они там останутся.
Людмила Дудова: Согласна. Еще бы добавила, что нужно подумать о введении дополнительной оплаты учителям русского языка и литературы за работу в классах с детьми, которые плохо знают русский или вообще им не владеют, если таковых насчитывается не менее 25%. Вспомнить и о классах выравнивания для школьников, не владеющих русским языком.
С моей точки зрения, нужно начинать готовить учителя-словесника уже в старшей школе. Поможет задержать выпускника вуза в школе и продление статуса "молодой специалист" хотя бы до 5 лет. Это обеспечит доплату к окладу в размере 5-10%. В это время начинающего учителя должен курировать опытный коллега.
И еще. Нужно пересмотреть ограничения на возможность повышения квалификации учителя русского языка и литературы на бюджетной основе. Сейчас она предоставляется один раз в три года. А учитель русского языка и литературы ведет два совершенно разных предмета.
Официально
В Минпросвещения России "Российской газете" рассказали, что в 2022/23 учебном году примерно 10 процентов всех новых бюджетных мест в педвузах было отведено на обучение учителей русского языка и литературы. При этом средний конкурс в педагогических вузах в рамках приемной кампании по этим направлениям и профилям подготовки составил более 7 человек на место.
В вузах, подведомственных Минпросвещения, по нескольким направлениям велась подготовка учителей русского языка и литературы. Всего обучалось более 18 тысяч студентов. Общее количество выпускников педвузов по этим направлениям и профилям подготовки в 2022/23 учебном году составило более 3,5 тысячи человек.
- Образовательный процесс во всех регионах ведется в полном объеме. При этом благодаря региональным и федеральным мерам поддержки продолжается привлечение в отрасль молодых специалистов, - прокомментировали в министерстве. - По итогам прошедшей приемной кампании педагогические специальности заняли второе место по популярности у абитуриентов, что говорит о высоком спросе на педагогические направления подготовки. Общая ситуация по стране в сфере кадровой потребности учителей находится под непрерывным контролем Минпросвещения России.
Подготовила Мария Агранович