САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Lucca Comics&Games 2023: аншлаг, наводнение и Миядзаки

Впечатления и книги, которые Михаил Визель привез с крупнейшего в Европе форума рисованных историй и сопутствующих им субкультур

Lucca Comics&Games 2023. Фестиваль комиксов и видеоигр в Лукке / Пресс-служба фестиваля
Lucca Comics&Games 2023. Фестиваль комиксов и видеоигр в Лукке / Пресс-служба фестиваля
  • Текст и фото: Михаил Визель
  • Фото предоставлены пресс-службой фестиваля
Так получилось, что на насчитывающий свыше пятидесяти лет истории фестиваль комиксов и видеоигр в Лукке я впервые попал в послекарантинный (точнее, полукарантинный) 2021 год, когда все еще действовали довольно строгие ограничительные меры. И оказался поражен его разнообразием и многолюдством. Но лишь вернувшись через два года, в ноябре года 2023, тоже отмеченного множеством проблем, смог понять его настоящий размах и значение.

Сначала немного цифр — которые с гордостью привели по завершении фестиваля сами устроители. В Lucca Comics&Games 2023 приняли участие 700 экспонентов со стендами и 15 000 аккредитованных специалистов со всего мира, от Японии до США и со всей Европы. За пять дней работы фестиваля на него было продано 314 220 билетов; в самый ходовой день, субботу, был достигнут аншлаг, 80 000; в остальные дни продажи подбирались к 60 тысячам. Это посещаемость топового футбольного матча. Только пять дней подряд. Такой чемпионат мира по комиксам.

Впрочем, эти ошеломительные цифры не так уж ошеломляют, если принять во внимание, что "под зонтиком" Lucca Comics&Games фактически проходят несколько фестивалей, связанных друг с другом лишь косвенно: собственно ярмарка визуальной книжной продукции, включая "аллею самиздата" (в данном случае — клуатр средневекового монастыря), кинофестиваль, фестиваль компьютерных и видеоигр, тематический карнавал (косплей), несколько художественных выставок в Палаццо Дукале, а еще тематические Japan Town и Jurassic park, посвященныe понятно чему — разнообразию японской манги и 30-летнему юбилею культового фильма. Кроме того, в этом году был впервые открыт отдельный тематический павильон, посвященный литературе фэнтези, и, разумеется, итальянцы не были бы собой, если бы не организовали отдельный павильон FOODmetti с соответствующей программой.

Охватить все это одним взглядом невозможно и не нужно — каждый выбирал свое. Так, столкнувшись с четой молодых русских журналистов из Пизы (единственные русские участники, кроме меня), я обнаружил, что они приехали освещать события игровой программы для тематического русского сайта, и имя Лоренцо Маттотти — 70-летнего патриарха и маэстро авторского экспрессионистского комикса, у которого я непременно хотел получить автограф (потому что перевел две его книги), для них пустой звук. Так же, как мне ничего не говорили имена звезд и звездных брендов в их секторе. Зафиксировав это, мы пожали друг другу руки и разошлись по своим маршрутам — на практике продемонстрировав тезис, который все время подчеркивал директор фестиваля Эммануэле Вьетина: быть вместе (together — слоган фестиваля этого года) — не значит быть одинаковыми!

Лоренцо Маттотти Фото: Михаил Визель

Впрочем, границы миров были, разумеется, вполне проницаемыми. Так, одна из главных звезд фестиваля, американец Фрэнк Миллер не только представил снятый по его книге нашумевший в свое время фильм "300" (помните — "Это Спарта!!!"), но и по просьбе устроителей провел со своими давними друзьями — деятелями американской комиксовой индустрии публичный разговор на тему "Еда в комиксах" — доставив собравшейся публике живейшее удовольствие замечаниями типа того, что в Нью-Йорке, где он живет, лучшая в мире кухня — если не считать Италии, конечно. А дух одного из столпов аниме, Хаяо Миядзаки материализовался не только в виде многочисленных барышень разных возрастов, косплеящих его героинь в характерных шляпках с полями и платьях с оборками, но и тем, что в последний день прошла итальянская премьера его последнего (на данный момент, но уверяют, что и вообще) фильма "Мальчик и птица", который, кстати, по-итальянски носит более определенное название — Il ragazzo e l'airone, то есть "Мальчик и цапля".

Премьера фильма Миядзаки — событие для Lucca Comics&Games, что называется, знаковое и при этом вполне естественное, как и демонстрация "Голодных игр" и подборки фильмов-участников Animation Europe Festa 2023; менее ожидаемым оказался целый павильон, посвященный литературе фэнтези. Потому что это именно литература, толстые книги, наполненные буковками, а не картинками. Ответ — не только в естественной смежности двух больших литературных миров — рисованного и фэнтезийного. Объяснение дал сам Эммануэль Вьетина в первый же день фестиваля на отдельной встрече с журналистами, посвященной проекту Toscana Fantasy. Идея его проста: Тоскана с ее включенными ЮНЕСКО в список достояния человечества округлыми зелеными холмами, разбросанными по ним средневековыми замками и ренессансными виллами и городами-музеями — идеальная среда, готовая полноразмерная "декорация" для любителей фэнтези, и надо активнее использовать ее туристический потенциал именно в этом ключе, а не только в ключе искусствоведения и гастрономии. Со стороны (особенно с российской стороны) может показаться, что Тоскана не испытывает недостатка в туристах и ее туристическая инфраструктура вполне развита: несмотря на колоссальный наплыв, общепит Лукки с честью вынес пиковую нагрузку. Найти место погреться, перекусить или плотно поужинать с вином внутри старого города можно было без малейших проблем и очередей. Да и зачем фэнтезировать там, где все пропитано подлинной историей? Но тосканцам, разумеется, виднее.

"Погреться" в этот раз оказалось не фигурой речи; все пять дней работы фестиваля, 1-5 ноября, над Тосканой и конкретно над Луккой бушевали ветра и ее заливали дожди; да такие сильные, что это стало серьезной проблемой, о которой писала общенациональная пресса. 3 ноября я просто не смог добраться из находящейся в 27 км Пизы, где снял гостиницу (цены в самой Лукке, естественно, взлетели втрое). Дорога, занимавшая обычно полчаса, оказалась невозможной из-за оборванных проводов — а после того, как наш поезд, набитый диковинно костюмированными персонажами, приехал в Виареджо, оказалось, что и этот обходной путь перекрыт упавшими на него деревьями! Надо отдать должное косплеерам — к неожиданному форс-мажору они отнеслись с полным пониманием. И просто устроили свой веселый карнавал на вокзале самого Виареджо — тем более что город этот вообще-то славится своим карнавалом со злыми политическими карикатурами.

Другим, более печальным форс-мажором стали трагические события на Ближнем Востоке. Как я уже писал, резкое обострение палестино-израильского противостояния привело к отмене ряда намеченных встреч, чьи спикеры, знаменитые итальянские комиксисты, не сочли дя себя возможным участвовать в фестивале, в число официальных патронов которого входит посольство Израиля в Италии. Сочли за лучшее также не приезжать на собственную выставку в Палаццо Дукале израильтяне — братья Асаф и Тамер Ханука, создавшие постер этого года.

Но эти форс-мажоры, к чести устроителей, на самом фестивале никак не сказались. Они не замалчивали отсутствие почетных гостей и провели круглый стол под названием "Рассказать войну. Мир, конфликты, роль культуры", но среди невероятного разнообразия разных костюмов, атрибутики и слоганов внутри крепостных стен Лукки, в отличие от улиц других итальянских городов, нигде не было заметно ничего, имеющего отношения к Палестине и Израилю — как, впрочем, и к другим современным конфликтам.

Так что Вьетина не просто заявил по окончании фестиваля: "Способность включить в фестиваль сложности современной жизни — это признак зрелости и один из залогов успеха Lucca Comics & Games 2023".

Языки графического романа, компьютерной игры, анимационного фильма — такие же полноправные языки описания реальности, как и язык классического романа, оперы или игрового фильма. В Лукке в этом убеждаешься особенно наглядно. 58-й фестиваль Lucca Comics&Games пройдет с 30 октября по 3 ноября 2024 года.