САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

В Гостином Дворе открылась ярмарка non/fictio№25

340 участников, свыше 300 событий, конкурс обложек, антиквары, комиксы и винил - с четверга по воскресенье у стен Кремля

Василий Бычков
Василий Бычков

Текст и фото: Михаил Зильев

Традиционная предновогодняя книжная ярмарка распахнула свои двери в четверг в 11 утра. А перед этим был устроен пресс-завтрак для журналистов и блогеров. Открывая его, директор компании "Экспо-Парк", устроителя ярмарки, Василий Бычков объявил собравшимся: "Отныне мы делаем Non/fiction два раза в году, "по просьбам трудящихся", не в последнюю очередь журналистов, которые упрашивали: "Делайте что-нибудь весной, потому что писать не о чем". В прошлом году в марте нам пришлось все отменить - потому что издательства начали "отваливаться" одно за другим. Но в 23-м году реализовали этот "двойной кульбит", и очень успешно: 48 тыс. посетителей за 4 дня, и издатели хорошо расторговались, хотя чек упал. Так что теперь мы переводим эксперимент в норму. Зимние продолжим нумеровать, а весенние будем называть просто "весна", у нее будет более фестивальный формат".

Также Василий Бычков заявил, что цены за стенды для издателей весной и зимой будут одинаковы - но их все-таки придется поднять.

65 из 300 событий ярмарки проходят при финансовой поддержке Минцифры. Его представитель, заместитель директора Департамента государственной поддержки периодической печати и книжной индустрии Юрий Пуля напомнил о поддерживаемой департаментом программе региональных фестивалей, в которой Non/fiction тоже интегрирована.

Прямо у входа на ярмарку расположился топ-лист, который по традиции увеличивает продажи в 6-10 раз. Дальше идет каре "Альянса независимых издательств" - это традиционный способ для маленьких издателей попасть "к взрослым".

"Взрослые", то есть большие издательства занимают основное пространство Гостиного Двора. Международный статус ярмарки сохраняется благодаря присутствию стендов Ирана, Казахстана, Беларуси.

Что касается расположившегося далее детского раздела, то, как отметил директор ярмарки Федор Степаненко, "пора выделять Young Adult в отдельный раздел на ярмарке - явление есть, его нужно отдельно зонировать".

Далее располагается новый проект "карта Нон/Фикшн", в котором рассказывается о самых интересных книжных местах всей страны, всего числом 24.

Впервые на ярмарке в этом году проводится конкурс "Обложка", на который издательства прислали более 500 произведений. А в субботу они будут публично обсуждены жюри, которое выберет лучшие.

"На границе" детской и взрослой зоны располагается комиксовый раздел, который представил Александр Кунин, директор Центра Визуальной культуры в Российской библиотеке для молодежи. Он напомнил, что комиксы начали развиваться в России как параллельная автономная книжная система - и сейчас наша главная задача - "интегрировать эту молодежь в большую книжную семью". Последний день ярмарки, 3 декабря, вообще объявлен "днем комикса".

Ольга Олюшина, руководитель по связям с общественностью стратегического партнера ярмарки, сети "Читай-город", рассказала, что они, как крупнейшая книготорговая сеть, с удовольствием поддержали застройку центрального стенда, посвященного истории, потому что интерес к этой теме заметно растет.

На своих местах музейный остров, винил-клуб, букинистический раздел.

Завершил завтрак-открытие директор издательства "Альпина нон-фикшн" Павел Подкосов как представитель экспертного совета. "Я не согласен с Василием Бычковым, что non/fictio№ - это большой книжный магазин, - заявил он. - В первую очередь сюда приходят не купить книжку, а найти своих по духу. И я рад, что за 25 лет ярмарка не растеряла свой дух".