САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

РГАЛИ. К 120-летию со дня рождения Аркадия Гайдара

Книги Гайдара, написанные понятным ребенку языком, сыграли огромную роль в воспитании нескольких поколений советских детей

Фото: РГАЛИ
Фото: РГАЛИ

Текст: Т. Л. Латыпова, главный специалист РГАЛИ

Аркадий Петрович Голиков (такова настоящая фамилия Гайдара) родился в небольшом городке Курской губернии в семье школьного учителя из крестьян, женатого на «медичке»-дворянке незнатого рода. Кроме него в семье затем родились еще три дочери. Родители будущего писателя были не чужды революционных идей ‒ оба в революционные годы стали членами РСДРП.

О себе самом Аркадий Гайдар впоследствии написал, что у него была «обыкновенная биография в необыкновенное время». Слом эпох, революции, гражданская война, а затем устроение новой жизни на новых началах, провозглашенных и воплощаемых жестко и неумолимо.

Несмотря на то что военное время не располагало к собиранию бумаг, личный архив будущего писателя сохранился и сейчас находится в РГАЛИ, куда передавался с середины 1950-х годов (до 1974) сестрой писателя Н. П. Поляковой. Фонд № 1672 состоит из 207 единиц хранения за 1903‒1971 годы. Собрание документов не отличается полнотой, но в целом отражает основные события его жизни и творчества. Также личный фонд А. П. Гайдара сформирован в Государственном музее истории русской литературы им. В.И. Даля (Ф. 63. 4 единицы хранения за 1931‒1954 годы).

Биография писателя, жившего в «необыкновенное время», даже по меркам той эпохи была уникальна. Революция застала 13-летнего юношу в городе Арзамасе, где семья поселилась после долгих переездов с места на место. Он, ученик последнего класса 4-классного реального училища, в своем школьном дневнике «Товарищ» на 1917/18 учебный год (РГАЛИ. Ф. 1672, оп. 2, ед. хр. 1) рядом с привычными для школьных дневников расписаниями уроков и домашними заданиями, отмечает и новые приметы времени – проходящие в городе демонстрации, митинги, распространение листовок. По примеру родителей, он сразу встал на сторону большевиков. И никогда не изменил стихийно усвоенным в юном возрасте революционным идеям.

С четырнадцати лет начинается его неистовая боевая жизнь. Фронт и сражения, ранения и болезни чередуются с учебой в стрелковой школе, на командных курсах, в Высшей военной школе. Аркадием Голиковым был пройден невероятный путь – от адъютанта начальника обороны и охраны железных дорог Республики Е.И. Ефимова до командира полка. Гражданская война закончилась для молодого командира тем, что казалось для него самым страшным, – уходом из Красной Армии «по болезни». Страшные реалии войны сказались на психике совсем еще молодого человека, вступившего в борьбу, будучи, по сути, подростком.

После отставки он решил посвятить себя литературному труду, к которому и раньше чувствовал влечение. Солдат революции Голиков становится писателем революции Гайдаром, и все его творчество было проникнуто предчувствием битв. Сначала несколько лет Гайдар был журналистом, причем с 1922 по 1941 год успел поработать корреспондентом более чем в 15 изданиях по всей стране ‒ от Архангельска до Хабаровска. Писал много. Только в Перми за два года работы он опубликовал более 100 фельетонов, да еще массу рассказов, очерков и заметок.

Первая его повесть «В дни поражений и побед» была подписана еще настоящим именем – Аркадий Голиков. Однако вскоре автор изобретает себе новое имя, под которым его произведения в течение многих десятилетий читали сотни тысяч детей и взрослых, – Гайдар. В объяснении псевдонима широкое распространение получила версия о происхождении от монгольского слова, в переводе значащего «всадник, скачущий впереди». Однако внук Гайдара Е. Т. Гайдар рассматривал псевдоним деда как аббревиатуру: «Г» – первая буква фамилии Голиков, «ай» – первая и последняя буквы имени, «д» по-французски «из», «ар» – первые буквы названия города Арзамас. Следовательно, выходит ‒ «Голиков Аркадий из Арзамаса».

Наверное, неудивительно, что, сам лишенный детства, Гайдар стал детским писателем. Он верил в восприимчивость души ребенка и силу его фантазии, с одной стороны, и во влияние художественного слова – с другой. К детям всегда относился серьезно и с уважением. Нет в его книгах абстрактного морализирования, отвлеченного нравоучительства. Вместе с тем писатель точен в передаче особенностей детской психологии. Гайдар широко использует свойственное детскому мышлению богатство ассоциаций, создавая покоряющие подлинностью детские диалоги с их переходами от игры к раздумьям над жизнью. Очень редко дети намеренно ведут разговоры о событиях взрослого мира, но их беседы, споры незаметно для них наполняются тем главным, что происходит в лежащей за пределами их собственного существования действительности и обществе. И это ощутимо меняет масштабы этого «детского мира», придает ему широту, значительность. Гайдар не боялся доверять детям чувства и мысли огромной важности.

В РГАЛИ сохранилась рукопись ранней книги Гайдара «В дни поражений и побед» (РГАЛИ. Ф. 1672, оп. 1, ед. хр. 21). В ней писатель рассказывал о том, как совершалась революция, как соединялась жизнь детей, мечтающих о необыкновенном подвиге, с революцией, ‒ романтизировал борьбу, сражения, войну. Прошлое для писателя ‒ это не воспоминания, не предмет любования, оно важно, прежде всего, своей связью с настоящим, своим значением для настоящего, теми нитями, которые тянутся из прошлого в будущее. Собственно, главным содержанием произведений Гайдара и является единство поколений, тот путь, по которому идут юные герои, чтобы стать рядом с отцами в общем строю.

В 1930-е годы выходят самые известные произведения Гайдара: «Школа», «Дальние страны», «Военная тайна», «Дым в лесу», «Голубая чашка», «Чук и Гек», «Судьба барабанщика», в 1940 году ‒ повесть «Тимур и его команда». Автографы ряда повестей и рассказов, в том числе «Последние тучи», «Чук и Гек», «Голубая чашка», «Тимур и его команда», «Бумбараш», «Школа» и др., хранятся в личном фонде писателя в РГАЛИ (Ф. 1672. Оп. 1,2).

В «Тимуре», написанном в канун войны, писатель словно начертал своим героям и читателям программу жизни, разработал ее тщательно, со всеми подробностями. Благородный образ Тимура, завершающий галерею ребячьих образов Гайдара, наиболее полно выразил героическое начало.

Заслуживает внимания оценка творчества писателя литературным критиком, литературоведом и редактором «Нового мира» А. С. Берзер. В своей статье 1960-х годов «Революцией мобилизованный…» она указала на все то важное в творчестве Гайдара, что делало его притягательным для последующих поколений: «В произведениях Гайдара нет мелких тем, боковых событий, второстепенных фактов и эпизодов. Это не значит, что он писал всегда только о необычайном, высоком, выдающемся. Совсем нет. Обычные люди в их обычных делах встают со страниц его книг. Но в подходе к ним, в отношении к их судьбам, к их поступкам и мыслям писатель всегда соблюдал самый точный масштаб – соотносил их поведение и в большом, и в малом с критериями, моралью, гуманизмом революционной борьбы. Он умел вывести своих героев на магистральную линию жизни, умел показать, что путь к подвигу совершается ежедневно, ежечасно, что он состоит подчас из маленьких побед и маленьких трудностей. …» (РГАЛИ. Ф. 3456, оп. 1, ед. хр. 68).

Когда началась Великая Отечественная война, Аркадий Гайдар хотел пойти добровольцем, но ему было отказано по болезни. Однако меньше чем через месяц он уехал в Киев фронтовым корреспондентом от газеты «Комсомольская правда». Попав в окружение, Гайдар остался воевать в партизанском отряде. 26 октября 1941 года при столкновении с немецким патрулем на маленькой станции близ украинского города Канева писатель погиб.

Книги Гайдара, написанные понятным ребенку языком, играли огромную роль в воспитании нескольких поколений советских детей. Десятилетиями они входили в школьную программу и активно экранизировались. В фондах РГАЛИ есть немалое количество литературных и режиссерских сценариев, киносценариев, радиокомпозиций и пьес по произведениям Гайдара, созданных им самим и другими авторами: «Р.В.С.», «Военная тайна», «Комендант снежной крепости», «Судьба барабанщика», «Тимур и его команда», «Клятва Тимура» и др. В архиве также сохранились переводы повестей и рассказов Гайдара на мокша-мордовский и каракалпакский языки.

Личный фонд Гайдара в РГАЛИ содержит небольшой по объему раздел переписки, где преобладают его собственные письма. Среди адресатов писателя – М.С. Браиловский, Б.А. Ивантер, Л.В. Кулешов, А.Е. Разумный, С.Г. Розанов, А.А. Фадеев, И.И. Халтурин и др. Полноценно в фонде представлена семейная переписка, которая вкупе с богатым биографическим материалом проясняет и детализирует ряд фактов биографии писателя.

Все написанное писателем за всю его жизнь вместилось в четыре небольших тома. Это собрание его сочинений несколько раз переиздавалось в советское время, в последний раз в середине 1980-х годов. О самом же писателе написано столько книг, статей, воспоминаний, что они по объему превышают собственное его творчество. В РГАЛИ представлены воспоминания литературоведа, писателя, бывшего сослуживца и товарища Гайдара Б.Г. Закса, сестры Н.П. Поляковой, Б.И. Чечевицына и др.

Несмотря на то что творчество А.П. Гайдара в XXI веке стало далеко не столь значимо для воспитания подрастающих поколений и школьного образования, личность писателя продолжает возбуждать интерес исследователей, историков и литературоведов.