ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«Хэй, я Серега Есенин, пишу стиханы про любовь». Интервью с Никитой Глуховым, создающим ИИ-версии поэтов

Пушкин под гитару поет "Лукоморье", Есенин тоскует о родимом доме и рассказывает о "Черном человеке"... Как и зачем с помощью ИИ-технологий создавать ролики на стихи классиков русской поэзии?

 Блогер с помощью технологий  создает клипы на стихи классиков русской поэзии  / снимок экрана со страницы / Никиты Глухова
Блогер с помощью технологий создает клипы на стихи классиков русской поэзии / снимок экрана со страницы / Никиты Глухова

По мере бурного развития генеративных нейросетей, способных, в частности, создавать на основе фотографий полноценные видео, радостное изумление возможностью "оживить" любого великого человека прошлого сменяется более взрослым вопросом: а ради чего, собственно, беспокоить их тени? И превращать великого поэта – человека сложного и, как правило, не всегда приятного, – в сладенького "краша" для школьного бала? Только ли для того, чтобы «молодёжь читала»? Как будто его стихи не могут «постоять за себя» сами, в том виде, в котором они были задуманы — без примитивного бита или трех гитарных аккордов? К тому же с грубыми ошибками, за которые снимают баллы на чтецких конкурсах: ИИ-Гумилев произносит в "Жирафе" отчетливо "далекò, далекò...", хотя размер ясно требует "далёко, далёко..". Или же эти милые анимационные ролики – просто демоверсия возможностей, вирусная реклама для серьёзных заказчиков, приходящих со своим серьёзным контентом? Каждый из современных «укротителей нейросетей» отвечает на этот вопрос сам – себе и журналистам. К одному из них, Никите Глухову, называющему себя DJ Блокnote, пришла с вопросами наша коллега из «Российской газеты». Вот их беседа.

Текст: Елена Кухтенкова/ РГ

В Сети набирает популярность новый жанр: оживленные с помощью искусственного интеллекта великие поэты исполняют свои шедевры. Пушкин под гитару поет "Лукоморье", Есенин рассказывает о "Черном человеке"… Как с помощью нейросети возвращаются классики, что делает их такими похожими на себя, на каком языке начали говорить поэты Серебряного века, чтобы стать понятнее современным школьникам? На эти вопросы РГ ответил автор музыкальных видео с огромной аудиторией подписчиков, дизайнер Никита Глухов, известный в соцсетях как DJ Блокnote.

Благодаря его виртуальным героям люди разных профессий перечитывают классику и вспоминают важные исторические даты. На одном из последних видео "Я покинул родимый дом" оживший Есенин под расслабляющий синтвейв грустит о родном Константинове, словно из воздуха возникают портреты родителей поэта, Александра Никитича и Татьяны Фёдоровны.

А вот образ Александра Блока стал настоящим хитом DJ Блокnote: он стоит у диджейского пульта и задает ритмы в современном клубе. Блок в 1912 году чуть не стал свидетелем трагедии — увидел молодого матроса на парапете набережной реки Мойки, но поэту удалось стащить человека с моста и спасти ему жизнь — и этот эпизод отражен в сгенерированном клипе.

Никита, как у вас получаются такие естественные, без голливудских улыбок, персонажи?

Никита Глухов: Я занимаюсь восстановлением истории несколько лет. Оживлял Суворова, Гагарина, Васнецова… Реставрируя фотографии, использую разные методики. Сначала нахожу снимки в интернете, обрабатываю специальным образом с добавлением правильного цвета и восстановлением всех деталей. И только после этого уже начинается процесс создания образа того или иного персонажа в движении. Я создал свою базу данных с помощью нейросети, на которой обучил другую нейросеть создавать изображения. Делаю десятки видео одной сцены, а потом отбираю лучшие. Очень долго их отсматриваю, меняю. Это длительный и скрупулезный процесс.

Чтобы создавать такие видео, нужно ли специальное, например, музыкальное образование?

Никита Глухов: Да, хейтеры мне пишут: да что там делать, просто кнопку нажал, и нейросеть за тебя все сформировала. Но все не так просто. Нужны самые разнообразные знания. Я заканчивал университет менеджмента в IT, специалитет. На четвертом курсе мы с другом начали вести канал по гитаре на зарубежном видеохостинге. К слову, в свое время это был самый большой русскоговорящий канал. Потом я подключил еще одного моего приятеля для того, чтобы записывать курс по видеосъемке.

И с того момента, то есть уже 15 лет, мы создаем видеоконтент с помощью самых новых, современных решений. Это VR (виртуальная реальность), 3D-графика и вот сейчас уже шестой год — нейросети.

Почему вас вдохновили именно литература с историей?

Никита Глухов: В школе я увлекался литературой — у нас был прекрасный преподаватель. Даже в олимпиаде участие принимал. А еще всегда хотел заниматься музыкой. Но нужно было играть в группе, играть на гитаре, практиковаться. Но вот появились нейросети, которые создают классную музыку, и я смог полностью раскрыть свои желания. Совместить визуальный ряд с музыкальным.

А до этого создавал ролики, восстанавливая исторические кадры Москвы.

3 октября исполнится 130 лет со дня рождения Сергея Есенина. У вас много музыкальных клипов на его стихотворения. Это ваш любимый поэт?

Никита Глухов: В школе мне очень нравилось бунтарство Маяковского. Но пока занимался поэмой "Черный человек", особенно проникся к Есенину.

Сейчас работаю над клипом "Пой же, пой, на проклятой гитаре…" и, признаюсь, просто сроднился с поэтом. Читаю, изучаю, смотрю, как он жил, как умирал, все это очень отзывается, увлекает, сейчас Есенин мне очень близок.

С какого писателя или поэта вы начинали?

Никита Глухов: Сначала появился Пушкин, он скандировал: "Если жизнь тебя обманет". Это мое любимое стихотворение. Оно очень простое, короткое. Я просто поэкспериментировал, сделал его образ шуточным.

Вообще поначалу у меня был больше юмористический концепт, когда все писатели разговаривали на сленге. Потом вышло обновление в нейросетях, я смог делать музыку.

Но ваш псевдоним вы все же посвятили Блоку?

Никита Глухов: У меня ведь на видео Блок играет на диджейском пульте. И знаете, получился альтер-эго образ. Мне пришло в голову, что Блокnote — хороший псевдоним. Он и диджей, он и Блок. А "note" переводится как альбом, как запись.

В своих клипах вы использовали молодежный жаргон. Хотели привлечь внимание молодежи к Чехову, Толстому?

Никита Глухов: Да, именно так. Ведь молодежный сленг — это современные и универсальные слова, которые люди всего мира используют в своих социальных сетях. Мне стало интересно доносить идеи известных исторических личностей до молодой аудитории с помощью новых слов. Но, как ни странно, на этот призыв пришла взрослая аудитория. Хотя школьники тоже репостили меня в Тик-Токе, когда я что-либо выкладывал.

Моя аудитория — это в основном люди 35-45 лет. Именно родители рассказывали об оживших поэтах своим чадам: пусть узнают, как жили, какие стихи писали, к какому направлению принадлежали.

И как же обращается Сергей Есенин к современной аудитории? Пример?

Никита Глухов: "Хэй, я Серега Есенин, главный эстет в тусовке поэтов, вечно ловлю вайб русской глубинки, люблю лампово чилить с березками и закатами, под гитарку или под биточки, пишу стиханы про любовь, тусовки и экзистенциальный кринж. Короче, я тот самый чувак, который может в депру с эстетикой, но всегда по кайфу и с ноткой драматичного флекса…"

Я, конечно, использовал слово года "вайб". Важно передать вот это ощущение, состояние, так скажем, на низких вайбах, которое входит в наш языковой обиход. Там много обращений: "Эй, йоу" — так начинали говорить поэты и писатели. Как эгофутуристы когда-то. Некоторые подписчики это осуждали, некоторые делали репосты. То есть реакция была разная, чего я и пытался добиться.

Сложно ли подбирать музыку под высокую поэзию? Поэты-песенники намеренно писали свои строки, чтобы они легко ложились на музыку. А вот амфибрахий с дактилем не всегда легко сделать песней…

Никита Глухов: Блок "родился" очень просто. Потом я сделал "Лилечку" Маяковского. Для меня это тоже была достаточно простая работа в плане музыки. Дальше искал звук для Есенина. Думал, как он будет петь, какой тембр, как это должно звучать, как сделать так, чтобы людям нравилось. Чтобы они не критиковали меня, как за Маяковского, что он говорил низким голосом, а у меня поет высоким. И вот я искал голос Есенина целый месяц. То же самое было с Пушкиным. Я всю голову сломал: какое должно быть у "Лукоморья" звучание?

С футуристами, с Маяковским легче, это же готовый рэп. А с лиричным Есениным? С Блоком? Какие современные стили вы предложили им?

Никита Глухов: С Есениным было трудно потому, что многие его песни уходят в шансон. Но хочется сделать по-другому. А Блок — это ретровейв — стиль электронной музыки нулевых, частично и синтвейв.

Никита, вы смогли сделать так, чтобы люди больше читали классику?

Никита Глухов: Думаю, да. Нашим проектом заинтересовалось Минпросвещения. Люди разных профессий смотрят мои видеоролики, делятся ими. Радует, что дети поют Блока, Есенина, Маяковского. Их родители пишут в комментариях: некоторые даже в садик не хотят идти, пока не послушают. Это дорогого стоит и имеет вирусный эффект. Я очень этому рад!