САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

В Ясной Поляне подготовят фанфики по Толстому

А лучшие работы станут основой для танцевальных перформансов

Фото: календарь на 2024 год, разработанный участниками первого сезона молодежного фестиваля 'Толстой без бороды'
Фото: календарь на 2024 год, разработанный участниками первого сезона молодежного фестиваля 'Толстой без бороды'

Текст: ГодЛитературы.РФ

В январе 2024 года начался образовательный этап в направлении «Фанфикшн» второго сезона фестиваля «Толстой без бороды». В нем принимают участие молодые жители Тулы и Тульской области, которые создают фанфики на основе произведений Льва Толстого. Современное переосмысление получат произведения «Акула», «Лебедь», «После бала», «Метель», «Юность», «Зеленая палочка», «Отец Сергий», «Живой труп» и «Декабристы».

8 и 20 января состоялись иммерсивные экскурсии в фонды музея-усадьбы. Занятия проводила заведующая отделом немемориальных фондов Вера Федорина. Она рассказала участникам проекта об эпохе, в которую создавались произведения Толстого, и о смысле, который он в них закладывал. Кроме того, участники увидели уникальные предметы из фондов музея. В частности, веер, похожий на тот, что Лев Николаевич описал в повести «После бала». А также поддужный колокольчик, сопровождавший путешественников и звучащий так же, как в толстовской повести «Метель». Открытием для молодых писателей стали и фотографии первых, еще дореволюционных постановок «Живого трупа», и снимки ранних кинопостановок «Отца Сергия».

«Можно возмущаться, зачем соединять великого Толстого и фанфики. Но любые возражения исчезнут, если подать это с высокой технической, эстетической точки зрения. Зачем музей вообще нужен? Просто показать стул, на котором сидел Толстой, когда писал “Войну и мир”? Это безусловно необходимо, еще Гете сказал: “Тот, кто хочет понять поэта, должен идти в страну поэта”. Но нужно еще что-то такое, что связано с жизнью настоящего времени», – подчеркнула Вера Федорина.

В этом сезоне партнером музея выступает Высшая школа сценических искусств (Театральная школа Константина Райкина). Педагог школы, драматург Олжас Жанайдаров стал куратором направления «Фанфикшн». Во время мастер-класса он напомнил о составляющих хорошего сюжета, рассказал о формах и жанрах, которые участники могли бы избрать для своего повествования. Аудиторию заинтриговало, что переосмысление «Льва и собачки» можно представить в форме ветеринарного свидетельства, а «Отца Сергия» – в виде эпистолярного рассказа. За время мастер-класса участники сумели составить синопсисы своих будущих произведений.

«Мы все понимаем, что есть великие тексты Льва Николаевича. Но также мы понимаем, что время не стоит на месте, и на основе классики можно создать более доступные вещи для современной молодежи. Фестиваль “Толстой без бороды” – очень важный и нужный конкурс, поскольку это прямое приобщение подростков к лучшим произведениям мировой литературы», – отметил Олжас Жанайдаров.

Итоги работы авторов фанфиков будут подведены в феврале. Лучшие фанфики станут основой для танцевальных перформансов, которые создадут участники фестиваля в направлении «Хореография». Прием заявок на хореографический конкурс «Толстого без бороды» завершится 31 января.