Текст: Глеб Гаранин (АСПИР)
Два разных, если не сказать полярных художественных мира объединились вокруг третьего, незримого участника «братства» — Бориса Пастернака: вечер поэтов в Ассоциации союзов писателей и издателей России прошел как раз накануне его дня рождения.
«Мне выпала участь объяснить, откуда взялось слово "мочажина", — начал встречу Калашников. — Все говорят, оно неблагозвучное, но на самом деле это исконно русское слово, которое означает мокрое место на лугу или на болоте. А в стихах оно встречается только у меня, Надеева и Пастернака».
- Дай мне подняться над смертью позорной.
- С ночи одень меня в тальник и лед.
- Утром спугни с мочежины озерной.
- Целься, всё кончено! Бей меня влёт.
(Б. Пастернак)
Двери в «Мочажинное братство», как заявили на вечере, открыты для всех поэтов, которые использовали это слово в своих стихах. Однако, уточнил Надеев, человек должен доказать, что опубликовал их до сегодняшней встречи.
Впрочем, собрались поэты не для того, чтобы набирать новых участников; не состоялось даже привычной для формата творческого вечера дискуссии об их творчестве. Главное — стихи, которые звучали на протяжении всей встречи. Сергей Надеев прочитал стихотворения разных лет из сборника «Игры на воздухе: из пяти книг»: «Эту книгу, вышедшую в 2016-м, я никогда не презентовал, так что сделаю это сегодня».
Главный редактор «Дружбы народов» называет себя «поэтом лирической забавы», однако эту самоиронию слушатели разделяют едва ли: глубокая, трогательная поэзия Надеева кажется «забавной» в последнюю очередь. Сам поэт не скрывал удивления, когда после очередного стихотворения зал истово начинал аплодировать: «Вот как… Никогда не знаешь…»
- Себе не решившись признаться,
- Страшась подступившей тревоги,
- Пойдёшь беспричинно смеяться, –
- А будто заплачешь в итоге.
- Пойми, неуместна бравада…
- Давно ли себе обещали
- Не грезить в канун листопада
- О будущем, кутаясь в шали?
- И дрогнет нечаянно блюдце
- На лёгкой прозрачной ладошке,
- И тёплые капли прольются.
- Не слёзы. А всё же немножко…
Поэзия Геннадия Калашникова — философская, духовно напряженная: стихи — это стихия, а буквы — код мироздания, который нужно разгадать:
- Ночь напролет
- с призвуком меди
- ветер поет –
- аз, буки, веди.
- Так говорят
- после разлуки –
- все невпопад:
- аз, веди, буки.
- Минуйте ны,
- порча и сглаз.
- Веди темны,
- буки страшны,
- есмь аз.
«Есть множество определений поэзии, — размышлял Надеев. — "Лучшие слова в лучшем порядке", "умение чувствовать мысль нараспев"...» Пожалуй, сколько поэтов, столько и определений. Но когда человек слышит настоящую поэзию, ему не требуется заглядывать в словарь — все и так понятно. А в случае «Мочажинных братьев» двух поэтов, по словам Надеева, «было даже слишком много», поэтому в перерывах между чтением выступал музыкальный дуэт, который на контрасте исполнил легкие, игровые песни-частушки.
Остается следить за расширением «братства» — если это, конечно, не было поэтической шуткой.