САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Пастернак и мочажина

В Доме Ростовых прошел поэтический вечер «мочажинных братьев» — поэтов Геннадия Калашникова и Сергея Надеева

 Геннадий Калашников (слева) и Сергей Надеев / АСПИР
Геннадий Калашников (слева) и Сергей Надеев / АСПИР

Текст: Глеб Гаранин (АСПИР)

Два разных, если не сказать полярных художественных мира объединились вокруг третьего, незримого участника «братства» — Бориса Пастернака: вечер поэтов в Ассоциации союзов писателей и издателей России прошел как раз накануне его дня рождения.

«Мне выпала участь объяснить, откуда взялось слово "мочажина", — начал встречу Калашников. — Все говорят, оно неблагозвучное, но на самом деле это исконно русское слово, которое означает мокрое место на лугу или на болоте. А в стихах оно встречается только у меня, Надеева и Пастернака».

  • Дай мне подняться над смертью позорной.
  • С ночи одень меня в тальник и лед.
  • Утром спугни с мочежины озерной.
  • Целься, всё кончено! Бей меня влёт.

(Б. Пастернак)

Двери в «Мочажинное братство», как заявили на вечере, открыты для всех поэтов, которые использовали это слово в своих стихах. Однако, уточнил Надеев, человек должен доказать, что опубликовал их до сегодняшней встречи.

Впрочем, собрались поэты не для того, чтобы набирать новых участников; не состоялось даже привычной для формата творческого вечера дискуссии об их творчестве. Главное — стихи, которые звучали на протяжении всей встречи. Сергей Надеев прочитал стихотворения разных лет из сборника «Игры на воздухе: из пяти книг»: «Эту книгу, вышедшую в 2016-м, я никогда не презентовал, так что сделаю это сегодня».

Главный редактор «Дружбы народов» называет себя «поэтом лирической забавы», однако эту самоиронию слушатели разделяют едва ли: глубокая, трогательная поэзия Надеева кажется «забавной» в последнюю очередь. Сам поэт не скрывал удивления, когда после очередного стихотворения зал истово начинал аплодировать: «Вот как… Никогда не знаешь…»

  • Себе не решившись признаться,
  • Страшась подступившей тревоги,
  • Пойдёшь беспричинно смеяться, –
  • А будто заплачешь в итоге.
  • Пойми, неуместна бравада…
  • Давно ли себе обещали
  • Не грезить в канун листопада
  • О будущем, кутаясь в шали?
  • И дрогнет нечаянно блюдце
  • На лёгкой прозрачной ладошке,
  • И тёплые капли прольются.
  • Не слёзы. А всё же немножко…

Поэзия Геннадия Калашникова — философская, духовно напряженная: стихи — это стихия, а буквы — код мироздания, который нужно разгадать:

  • Ночь напролет
  • с призвуком меди
  • ветер поет –
  • аз, буки, веди.
  • Так говорят
  • после разлуки –
  • все невпопад:
  • аз, веди, буки.
  • Минуйте ны,
  • порча и сглаз.
  • Веди темны,
  • буки страшны,
  • есмь аз.

«Есть множество определений поэзии, — размышлял Надеев. — "Лучшие слова в лучшем порядке", "умение чувствовать мысль нараспев"...» Пожалуй, сколько поэтов, столько и определений. Но когда человек слышит настоящую поэзию, ему не требуется заглядывать в словарь — все и так понятно. А в случае «Мочажинных братьев» двух поэтов, по словам Надеева, «было даже слишком много», поэтому в перерывах между чтением выступал музыкальный дуэт, который на контрасте исполнил легкие, игровые песни-частушки.

Остается следить за расширением «братства» — если это, конечно, не было поэтической шуткой.