Текст: Дарья Орлова
Государственный музей Пушкина собирает прижизненные издания поэта со всех уголков мира. Некоторые экземпляры приходят в музей от коллекционеров, некоторые выкупаются на аукционах, а некоторые находятся совершенно случайно. К сегодняшнему дню удалось собрать почти все отдельные издания Пушкина, вышедшие с 1820 по 1837 год.
На примерах изданий можно наблюдать как росла популярность Александра Сергеевича: на первых изданиях через неплотные обложки просвечивает текст, картинки — большая удача… Позже в изданиях на фронтисписе появляется портрет поэта, который, правда, самому Пушкину не нравился. Однако публика наконец увидела каков из себя автор задорной поэмы «Руслан и Людмила» и невероятно популярного в то время «Кавказского пленника». Позже выходит «Кавказский пленник» с параллельным текстом, русским и немецким, появляются обложки с цветочным орнаментом. «Евгений Онегин» уже изобилует иллюстрациями, есть издания разных цветов.
В некоторых изданиях появляются даже нотные листы подходящих к сюжету произведений музыкальных композиций — практика, сейчас почти не встречающаяся. Например, к «Бахчисарайскому фонтану» было приложено гравированная татарская песня композитора Мауэра.
Самая главная часть коллекции музея — различные издания Евгения Онегина. Издание с картинками, раскрашенными заскучавшим читателем, издание с пометками мужчины, задумавшемся о финансах, чёрные траурные издания заказанные после смерти Александра Сергеевича на память о поэте.
«Читательские пометы, — говорит Елена Пономарева, хранитель «Библиотеки русской поэзии И. Н. Розанова» — заслуживают самого пристального внимания. Я воображаю себя читателем Евгений Онегина, ему приходит в голову, что от него требуется за что-то заплатить, он считает деньги в столбик… Книга сопровождает его».
Тиражом в 5000 экземпляров, неслыханно для того времени, вышел «Евгений Онегин» в 32 долю листа с разноцветными обложками — синие, зелёные и сиреневые. Позже петербургский коллекционер Марков собрал их всех.
Сейчас самая малая цена на прижизненное издание Пушкина — полтора миллиона. Издания разбросаны по всему миру, и Елена Пономарева выражает желание пополнять коллекцию и дальше.