САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

На ММКЯ прошла конференция "Книжный рынок России – 2024"

"Индустрия устоялась, будем двигаться дальше" — РКС совместно с Минцифры РФ провели традиционную отраслевую конференцию на книжной ярмарке

На 37-й ММКЯ прошла традиционная отраслевая конференция по проблемам книжного рынка «Книжный рынок России – 2024»/ скрин экрана
На 37-й ММКЯ прошла традиционная отраслевая конференция по проблемам книжного рынка «Книжный рынок России – 2024»/ скрин экрана

Текст: Андрей Васянин

Заседание конференции с участием представителей разных сфер отечественной книжной индустрии проходило на Главной сцене выставки-ярмарки и рассматривало проблемы книгоиздания, изучало перспективы развития отрасли, словом, «всего, что касается поддержки литературного процесса в Российской Федерации», как выразился, открывая конференцию, руководитель Департамента государственной поддержки периодической печати и книжной индустрии Минцифры РФ Владимир Григорьев.

По его словам, итогом полугодия стал выпуск более 50 000 наименований книг общим тиражом около 170 млн экземпляров, а это значит, что «никакого падения не произошло, индустрия устоялась и, надеемся, будет двигаться дальше».

Эти общие цифры разложил на составляющие в своем выступлении в начале конференции Евгений Капьев, гендиректор издательства ЭКСМО, взявшийся рассмотреть общую ситуацию на книжном рынке в первом полугодии 2024 года. Доклад Капьева «Книжный рынок России – 2024: ключевые вызовы и факторы роста» задал, в целом, оптимистичный тон всей конференции. По аналитическим данным группы ЭКСМО-АСТ, бумажный коммерческий книжный рынок растет в рублях на 7 процентов и на 1 процент в штуках.

— Это дается непросто, притом что в мире книжные рынки чувствуют себя не очень хорошо. Большинство после ковида стагнируют, — сказал Евгений Викторович.

Драйверы, факторы, движущие рост рынка, — это маркетплейсы, продажи по ним поднялись на 37 процентов, а на книжном рынке их доля составляет уже 47 процентов: каждая вторая книга в России продаётся сегодня на маркетплейсах, всего же через интернет продается 55 процентов книжной продукции.

Что касается жанров, то тут тон задает художественная литература и, в частности — классика, это подталкивается вверх ее экранизациями. В первой половине года самой продаваемой книгой на рынке становилась «Мастер и Маргарита» Булгакова в изданиях разного типа.

Регионы растут быстрее центра (во многом благодаря появлению точек маркетплейсов в отдаленных местах), детская литература падает — докладчик назвал это очень серьезной угрозой для рынка. Основным фактором стало падение рождаемости, при этом сужается детский сегмент чтения, стремительно устаревают фонды школьных библиотек, снижается уровень читательской грамотности. А родители почему-то все меньше осознают, что дети должны читать.

— По нашим исследованиям, за полгода половина взрослых вообще не прочло ни одной книги, — посетовал Владимир Викторович. — Ребенок, не видя книгу в руках отца, и сам ее не возьмет...

Светлана Зорина, президент Ассоциации книгораспространителей, главный редактор журнала «Книжная индустрия», посвятила свое выступление книжной рознице в минувшем полугодии — то есть, конкретно, книжным магазинам России.

Книжная розница, по ее словам, стабилизировалась, колебание показателей в процентах сейчас — на уровне погрешности. Светлана Юрьевна подтвердила сказанное Капьевым: наибольшую долю от оборота книг в магазинах дает художественная литература — 30,8%. Цифры по нон-фикшн — 29,6%.

Покупатели предпочитали приобретать классику, романтическое фэнтези, книги по истории России. И — по популярной психологии.

Да, драйвером действительно выступают экранизации — кроме «Мастера и Маргариты» спикер назвала «Чебурашку»: по выходу фильма на экраны книга Успенского стала лидером продаж, детская литература сдает позиции.

По словам Зориной, в ситуации наступления цифровых технологий необходимо сохранить книжную розницу, так что книжные магазины сегодня поставлены перед выбором — измениться или уйти с рынка. Растут цены (выступающая привела факторы роста цен на книги, цифры «по бумаге», услугам типографии и т.д.), растет стоимость аренды, коммунальные платежи и зарплаты — но президент Ассоциации, часто бывающая в регионах, по ее словам, видит, что книжные меняются — и внешне, и по сути.

В качестве примера активной работы с покупателем, создания в магазинах особой атмосферы Светлана Зорина привела магазин «Книга, кофе и другие измерения» в Верхней Пышме и книготорговой сети Саратова «Моя книга». В Саратове, например, скидки на продажу даются бородатым покупателям, пришедшим в магазин в день рождения Хемингуэя, а в день рождения Пушкина — с кудрями...

— Люди сегодня хотят цифрового опыта, физической розницы и физического опыта в цифровой рознице, — сказал в начале своего выступления по теме «Стратегии будущего для книжной розницы» гендиректор объединенной розничной сети «Читай-город- Буквоед» Александр Брычкин, взяв за основу доклада пример работы своей сети.

В ней, например, существует система доставки книг Click and collect, позволяющая покупателю забронировать книгу за час до появления в магазине, а за три часа эту книгу доставят вам домой («дорого, но если вы хотите сделать подарок — что может быть удобнее?»). Рост сервиса в этом году — кратный, выручки — сотни миллионов.

Появился сервис «Я в магазине», когда покупатель, отсканировав QR-код, может найти нужную книгу на полке, а если он ее там не находит — может заказать ее в магазин или забронировать в соседних. Все книги в магазинах сети обклеены ценниками с QR-кодом, активировав который, ты находишь отзывы на книгу. То есть у тебя, приходящего в магазин, уже есть квалифицированный онлайн-помощник. Участник программы лояльности розничной сети «Читай-город- Буквоед» покупает сейчас на 60% больше, чем не участник. Сейчас к объединенной программе лояльности присоединяется 20 миллионов клиентов Литрес, и это, по словам Александра Брычкина, будет самая масштабная программа лояльности в России...

Между тем, клиенты ГК «ЛитРес», как рассказал собравшимся выступивший на конференции гендиректор группы компаний Сергей Анурьев, все больше покупают книги легкие и развлекательные, а среди жанров феерический рост показывают политический детектив (810%), азиатские новеллы (210%) и азиатские комиксы и манга (124%)...

После того как участники конференции узнали, как книжные будут противостоять маркетплейсам, им было предложено увидеть, как последние наращивают свои показатели. Алексей Кузьменко, руководитель книжной категории Wildberries, сообщил, что за 8 месяцев 2024 года рост продаж составил 40%, число заказов приближается к 70 миллионам. А книги в Wildberries входят в топ-10 среди товаров по экземплярам продаж — и лидируют тут Приволжский и Центральный федеральный округа.

В сети идет постоянная оптимизация и настройка автоматизированных систем модерации — чтобы не допустить даже возможности появления книг, подпадающих под законы о продаже наркотиков, пропаганде ЛГБТ, нацизма и экстремизма и другим актам. Бороться же с конкурентами Wildberries намеревается с помощью собственных программ лояльности, системы кэшбеков, бесплатной логистики и не только.

Состояние книжного рынка по части полиграфии, по мнению выступившего на конференции Игоря Полтавцева, гендиректора компании АО «Первая Образцовая типография», достаточно стабильно. Но, по мнению специалиста, от удорожания продукции сегодня не уйти — расходы на производство растут, зарплаты растут, а производственный процесс интенсифицировать не удается: печатный станок за последние десятилетия принципиально не усовершенствовался...

...Выступавшим на конференции, которая шла почти два часа, постоянно напоминали о регламенте, наверняка они бы рассказали еще больше — но ярмарка есть ярмарка, место для сотен событий. И всем нужно время и место.