САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

«Механическое вмешательство»: как писать в соавторстве с нейросетью

В Яндекс Музее прошла презентация сборника «Механическое вмешательство» — совместного детища пятнадцати авторов и голосового помощника Алиса

Презентация сборника рассказов «Механическое вмешательство». Фото: пресс-служба ИГ «Альпина»
Презентация сборника рассказов «Механическое вмешательство». Фото: пресс-служба ИГ «Альпина»

Текст: Андрей Мягков

Алиса может не только включать утреннее шоу, озвучивать прогноз погоды и сообщать, сколько еще ждать курьера с пиццей — она и литературное творчество начинает осваивать. Под присмотром писателей у нее уже кое-что получается: это своим сборником «Механическое вмешательство» доказывает «Альпина.Проза». Концепция предельно понятная: полтора десятка современных авторов написали по рассказу, взаимодействуя с Алисой на YandexGPT кто во что горазд.

Презентацию сборника провели в Яндекс Музее на Садовнической — атмосферном пространстве, полном ретрокомпьютеров. Слово «музей» не должно никого пугать — техника здесь в свободном доступе, так что все желающие могли нырнуть в прошлое и поиграть в Pac-Man'а. Ну а тех, кто к ретроиграм равнодушен, готовы были порадовать за барной стойкой по соседству: специально для презентации разработали тематические коктейли «Механическое вмешательство» и «Искусственный интеллект» на основе коньяка NAUD. Самое то, чтобы подготовиться к диджей-сету Ксении Буржской, который уже маячил на горизонте.

Фото: пресс-служба ИГ «Альпина»

Но сначала, конечно, презентация: вечер открыла главный редактор «Альпины.Проза» Татьяна Соловьева, которая рассказала об идее создания сборника. Помогала ей — на правах не только участницы сборника, но и AI-евангелиста Алисы — Ксения Буржская. Ксения подчеркнула, что многие авторы общались с нейросетью впервые: «Мы не ограничивали авторов никак: их задача была самостоятельно пройти этот квест. Я горжусь тем, что на русском языке это первый прецедент удачной коллаборации машинного интеллекта и человека в "большой" литературе, результат которой, в общем, превзошел мои ожидания. Я думала, что все как минимум пойдут одним путем — диалога или запроса на сюжет, но все сделали совершенно по-разному».

О том, как им работалось, писатели рассказали лично: на презентации, помимо Буржской, собрались Татьяна Толстая, Дмитрий Захаров, Рагим Джафаров, Шамиль Идиатуллин, Марго Гритт, Александра Шалашова, Яна Вагнер и Евгения Некрасова.

Фото: пресс-служба ИГ «Альпина»

Так, Толстая в своей саркастичной манере жаловалась, что Алиса постоянно пыталась вырулить к хэппи-энду — слишком уж она миролюбивая. Писательнице этот настрой не близок, так что голосовому помощнику нередко доставалось посредством крепкого словца. В этом месте Ксения Буржская поделилась несколькими находчивыми ответами Алисы, которые та порой выдавала в подобных ситуациях и которые их команда отлавливает — такую находчивость оценят далеко не все пользователи. А в какой-то момент Татьяна Никитична — ко смеху собравшихся — даже вступила в случайный диалог с находившейся в зале колонкой.

Яна Вагнер шутливо рассказала, что, в отличие от Толстой, привыкла «заискивать» перед Алисой и старалась ей не грубить — но от проблем с излишней доброжелательностью это не избавило; к слову, с этим так или иначе сталкивались все участники эксперимента. Даже когда у Яны получалось заставить Алису сделать с героями что-нибудь нехорошее, она не уставала напоминать, что все это понарошку.

Фото: пресс-служба ИГ «Альпина»

Сломать моральный компас бедной Алисы и заставить ее пойти против себя пытался Рагим Джафаров, уже имевший опыт работы с нейросетями. Рагим своими запросами пробовал сталкивать две модели поведения, соседствующие в голосовом помощнике: с одной стороны, он должен помочь пользователю, а с другой, прямо как врач — не навредить и не сказать чего-нибудь нехорошего. С этим, кстати, и связаны случаи, когда Алиса начинает фантазировать и рассказывать пользователю что-то, что не соответствует реальности — очень уж хочет помочь.

У Евгении Некрасовой отношения с Алисой тоже сложились непростые, и когда писательница отчаялась получить от нее складный сюжет, то решила отдать ей на откуп написание заговоров. Правда, после каждого заговора Алиса настойчиво просила не лечиться таким образом и обратиться к нормальному врачу.

Ну а Ксения Буржская рассказала, что уже не раз прибегала к помощи нейросетей в своих писательских делах: оказалось, например, что монолог свекрови из недавней «Литорали» — целиком ее рук дело. А мы и не заметили.