Текст: Игорь Вирабов / РГ
Еще в минувшем августе одесский мэр Труханов рвал рубаху на груди и уверял, что Пушкина в Одессе он не даст в обиду. Мэр здесь родился! Вспомнил бабушек и прапрадедушек: они установили эти памятники! И все такое, в общем. Но три месяца прошло - и горсовет Одессы (депутаты проголосовали единогласно) поддержал снос памятника великому поэту на Приморском бульваре. Глава военной администрации Кипер тут же сообщил: решение о демонтаже уже подписано. Что, кто-то удивлен? Кто-то хочет напомнить, что памятник этот как бы под охраной как бы ЮНЕСКО? Не смешите мои тапки - как сказали бы когда-то коренные одесситы.
Памятников Пушкину по миру много - но такого, как пока еще стоит на одесском Приморском бульваре, нет нигде. Бюст поэта на гранитном пьедестале. Под ним лира, за ней, по диагонали, - перо и пятиконечная звезда с лучом, обращенным вниз (как символ связи поэта с альманахом "Полярная звезда"). В нижней части пьедестала по углам четыре морских чудища, похожих на дельфинчиков: у них из пасти бьют струи воды, падающей в четыре большие вазы.
На лицевой стороне памятника надпись: "А.С. Пушкину граждане Одессы". Постановление о том, чтобы поставить памятник, Одесская гордума приняла сразу же вслед за открытием памятника Пушкину в Москве: в июне 1880-го.
Солидная комиссия, объявлен конкурс, к одесситам обратились с просьбой жертвовать средства. И жертвовали: от владельцев магазинов и гостиниц, от градоначальника и городского головы до провизора и акушерки, от учителей до "офицеров 13-го стрелкового батальона". Долгая была история - тянулась целых восемь лет. Победивший в конкурсе архитектор Васильев обратился к скульптору Жозефине Полонской...
А Жозефина - про нее надо писать роман. Ей было тридцать с чем-то лет, когда она, узнав о конкурсе, взялась за Пушкина. И вдохновлял ее не кто-нибудь, а Иван Тургенев. Собственно, сначала Жозефина и слепила бюст Тургенева - одна из версий ее работы и стоит до наших дней на могиле писателя в Петербурге. Все признавали: у нее Тургенев вышел самым похожим...
Кроме бюстов Тургеневу и Пушкину у Полонской были и Софья Ковалевская, и муж-поэт, и Афанасий Фет. Ее не зря частенько называют первой русской скульпторшей.
И что теперь? Усовестить кого-то там, на Украине, пристыдить? Призвать к рассудку? Выпить с горя? Вариантов много - все они как будто риторические, в никуда, в пустое место.
Муж скульптора, крупный русский поэт Яков Полонский, на открытии памятника "солнцу русской поэзии" в Москве читал - и очень кстати к нашим дням: "...Пушкин - это эхо славы / От Кавказа до Варшавы, / От Невы до всех морей, - / Это - сеятель пустынный, / Друг свободы, неповинный / В лжи и злобе наших дней".
К этому можно бы еще добавить такую красноречивую выдержку из одесских газет 1881 года, объявлявших сбор народных средств на Пушкина: "Говорят, по множеству памятников можно судить об умственном развитии страны. В справедливости этого трудно сомневаться; можем только прибавить, что счастлив народ, имеющий великих сынов, но счастливее тот, который сумеет оценить достоинства их..."
Прямая речь с передовой
Дмитрий Джиникашвили, позывной Араб (созвучен, разумеется, с "Арапом Петра Великого"), заместитель начальника штаба 7-й добровольческой разведывательно-штурмовой бригады "Святой Георгий":
- Мне как одесситу, выросшему в Городе-герое, новость о сносе памятника Александру Сергеевичу Пушкину глубоко отвратительна.
Напомню историю. Деньги на памятник собирали жители города, сейчас Александр Сергеевич на этом монументе спиной к зданию мэрии: когда его устанавливали, городские власти сидели не здесь, но в наше время, в нынешней ситуации в этом есть некая метафора. Больше ста лет прошло, как памятник установили, - и вот "доблестные" потомки великого русского поэта и мыслителя, потомки одесситов-горожан, которые собирали на монумент деньги, принимают решение о том, что не должно быть места в городе-герое памятнику Александру Сергеевичу Пушкину. Это плевок в свою историю. И в душу настоящих одесситов.
В Одессе, кроме монумента, который находится у здания горсовета, есть еще два монумента и музей-квартира, в которой жил Александр Сергеевич. Он хоть недолго, но был одесситом. Он здесь многое написал, наш город вдохновил его на многие стихотворения - да вспомните, как много строк в "Евгении Онегине" посвящено Одессе… И вот теперь, ради каких-то мелочных политиканских целей изгадить все, что связывает великий русский город с Россией, общую память и наследие?! Честно скажу: мне, одесситу, это больно и обидно.
Скажу одно: история циклична. К сожалению, понимание приходит часто слишком поздно. Надеюсь, одесситы, сознающие нелепость борьбы с собственным прошлым, поймут и это.
Подготовил Максим Васюнов