САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Международный литературный форум: день третий

Проза ХХI века и сохранение культурного наследия — темы третьего дня работы форума

АСПИР
АСПИР

Текст: АСПИР

Проза XXI: новые герои, сюжеты и жанры

Модератор встречи, Павел Басинский предложил гостям обсудить актуальность деления литературы на серьёзную и массовую и причины резко выросшей популярности некоторых жанров, например, автофикшна и антиутопий.

Роман Сенчин считает, что автобиографические произведения вызывают больше доверия, чем «выдуманные» истории: «Беллетристика вызывает всё меньше доверия у читателя, а когда человек пишет от первого лица и достоверно показывает события жизни, то это вызывает доверие, книги расходятся шире и обсуждение активнее».

Дмитрий Данилов отметил, что в эпоху тревожных перемен популярность приобретают жанры литературы, которые помогают поразмышлять о будущем:

«Весь мир переживает эпоху перемен, весь мировой уклад меняется, и понятно, что мы с вами — писатели, читатели — не знаем, в какую сторону всё меняется. Это порождает тревогу, а антиутопия — это жанр тревоги. Антиутопия — это некое размышление о том, куда мы идём. А почему будущее видится в таких не очень радостных тонах — мне кажется, вся серьезная литература пропитана тревогой. Сложно найти тексты оптимистические, о том, что наше будущее безоблачное. Поэтому это чувство тревоги, которое разлито среди всего населения земли, порождает интерес к жанру антиутопии». Он отметил, что главная задача литературы — задать вопросы. «Великая литература задает вопросы, от которых мы не можем отвязаться, но не можем найти на них ответы. Я не думаю, что литература должна утешать, думаю, она должна давать человеку понять трагическую основу его бытия».

Лю Вэньфэй на примере книги Павла Басинского «Подлинная жизнь Анны Карениной» рассказал о смещении границ жанров художественной литературы и литературы нон-фикшн. «Фикшн становится нон-фикш, а нон-фикшн становится фикшн, это двойники в семье литературных видов», — заключил он.

Индийский поэт Удай Пракаш рассказал о набирающем популярность жанре «длинной новеллы». «Это не рассказ и не роман. Основная проблема длинной новеллы — как противостоять сегодняшнему миру. Я считаю, что противостоять ему нужно с помощью любви», — сказал он.

Сербская писательница в жанре "тру крайм" Нева Алтай объяснила причины популярности жанровой литературы. «Я не думаю, что у нас появится снова «Анна Каренина». Мои читатели скорее ищут возможность отдохнуть, развлечься. Я не уверена, что сейчас у людей есть время и возможность вкладываться в чтение серьезной литературы. Это грустно, но это мир, в котором мы живем».

Система частно-государственного партнерства в поддержке литературного наследия. Как помочь литературному музею, архиву, библиотеке?

Модератор Павел Крючков и участники круглого стола поговорили о том, как в разных странах государство и частные инициативы помогают сохранению культурного наследия.

Фирдавс Таваров рассказал, что в Таджикистане культурно-просветительскую политику определяет государство. «Культура, искусство — они первым делом формируют мировосприятие человека. Поэтому государство максимально заинтересовано в том, чтобы какие-то ориентиры, идеалы, ценности формировались с его участием. Я не говорю, что государство исключительно "заказывает музыку". Но оно вырабатывает какие-то, можно сказать, принципы. Дискуссии по этому поводу в Таджикистане тоже происходят. Допустим, творческая интеллигенция, по крайней мере, часть, предполагает и считает, что это не совсем хорошо. Почему? Потому что творчество, искусство всегда должно развиваться в свободной атмосфере».

Директор Национальной библиотеки Венгрии Давид Рожа напомнил, что очень часто в общественное собрание попадают ценные и важные исторические предметы из церковных или личных владений.

Президент Союза арабских писателей (Сирия) Моххамад Аль Хурани отметил, что сохранение культурного наследия важно в том числе потому, что из него черпают идеи и вдохновение современные писатели. «Очень высока роль государственного сектора в сохранении наследия. Основная ответственность за это лежит на государстве, так как оно может принимать законы и определять ответственные за это органы. Частный сектор играет в этом важную вспомогательную роль, предоставляя как ресурсы, так и техническую экспертизу, Инвестиции в наследие могут способствовать реставрации, созданию специализированных библиотек, появлению туристических проектов», — поделился он опытом своей страны.

Литература, кино, театр, музыка: союз всех муз или конкуренция?

Модератор Иван Кудрявцев напомнил, что раньше книги были массовым медиа, люди больше читали, чем смотрели, сейчас больше смотрят, чем читают. «Проиграл ли текст?!» — спросил он у гостей круглого стола.

Македонский писатель, лауреат Яснополянской премии Венко Андоновски отметил разные предпочтения разных поколений: «Текст или картинка — это большой цивилизационный вопрос. Я принадлежу к тому поколению, которое предпочитает текст. Но что касается моих детей и моих студентов, например, они предпочитают визуальную картинку».

Арсений Гончуков считает, что текст иначе работает, чем кино: «Фильм предлагает сочиненную режиссером реальность. Литература предлагает конструкцию, а человек режиссирует уже в своей голове. Текст и литература — это большая мать, кино — маленький и шустрый вундеркинд, он питается от матери и черпает из нее, как из океана». Он отметил, что технологии меняют процесс создания текста, потому что у современных писателей не остается черновиков и невозможно отследить, как их текст развивался.

Бразильский поэт Луис Карлос Рибейро Престес-мл. рассказал, что возможно соединение разных форматов. Он привел в пример бразильский карнавал, в центре которого танец, но для него тем не менее очень важен текст, использование литературных сюжетов при выборе темы.

Турецкий писатель Oмер Зюльфю Ливанели обратил внимание на то, что потребность рассказывать истории была и остается у человечества со времен наскальных изображений. «Но изображение может стареть, это нечто проходящее. Каждое новое поколение снимает новую «Анну Каренину». А текст универсален, вечен, он не стареет», — отметил он.

Использованы материалы, предоставленные АСПИР