Текст и фото: Михаил Зильев
Директор по маркетингу Яндекс Книг Дарья Анжела рассказала про мощную и высокотехнологичную промо-кампанию, сопровождавшую запуск проекта, после чего слово передали, собственно, Алексею Иванову, которому "ассистировал" Юрий Сапрыкин, руководитель спецпроектов "Кинопоиска".
Иванов начал с того, что изначальный импульс не был связан с лесоразработками - а был связан с окружающей нас действительностью. На вопрос о выборе места действия (Южный Урал) он ответил так: "Урал - он большой, он размером с Европу, все его районы - они особенные. Меня этот район привлек не своими ландшафтами, а тем, что в нем много того, что хорошо входит в сеттинг антиутопии - города, заводы, железные дороги, которые я могу представить себе заброшенными. Не говоря уж про гору Ямантау - она действительно находится на территории заповедника и действительно загадочная. Некоторые конспирологи считают, что там находится гигантский подземный город на случай атомной войны, но меня это не интересует, я не конспиролог - но меня как мальчика, конечно, интересуют заброшки".
Подозрения в "заявке на сценарий" романист решительно отверг: "Я так подробно все описываю, "кинематографичность описаний" - это свойство моего языка, моего мышления, а не заявка на киносценарий. Киношникам нужен сюжет, а описания они предпочитают придумывать сами".
Вопрос же о изощренной специальной терминологии разрешился просто: "В молодости я два с половиной года работал на кафедре промышленной ботаники - отсюда я знаю ботанические термины. Что же касается названий горнодобывающих и лесозаготовительных машин - я вырос на Урале, они мелькают перед глазами, как-то узнаёшь".
Алексей Иванов с удовольствием разделил технический восторг Юрия Сапрыкина по поводу боевых сцен: "В фильмах обычно используется военная техника, а не горнодобывающая, но танки же не могут драться друг с другом, они стреляют издали, а гигантские экскаваторы могут, и я мальчиком себе это всегда представлял".
Говоря же более глобально, техника развивается в сторону биологии, эти две сферы должны сойтись, и технологии превратятся в биосферу. "Это не я придумал и не я первый об этом говорю", - подчеркнул автор.
"Я не разделяю страхов перед "взбесившейся техникой", - продолжил он. - Меня пугает неполное знание. Мои чумоходы - они кажутся безумными только тем персонажам, кто не знает мотивы их действий. А таким образом природа просто защищается от "взбесившегося" человека. Как известно, "у Бога нет других рук, кроме наших". Вот тут примерно то же самое".
Переходя к конкретике, автор заявил: "Бригадир Егор Алексеевич Типалов, "крепкий хозяйственник" - распространенный типаж, но для меня этот умный и обаятельный мужик - воплощенное зло. Эти люди в будущем построили прошлое. Я специально начинаю роман так, чтобы было непонятно, когда происходит действие, в будущем или в Советском Союзе - песочницы и качели в дворе, талоны на продукты и т.д. Но я не вижу "безнадеги" в своих романах. В "Вегетации" описана ускоренная эволюция, а эволюция - это и есть будущее".