Текст: Сергей Шмыров, заведующий архивохранилищем РГАЛИ
Когда семейство лингвиста Григория Андреевича Янчевецкого пополнилось сыном Василием, никто не предполагал, что всего через год с небольшим им придется покинуть солнечную Малороссию и обосноваться на берегах Балтики. Именно в Ревеле будущий русский романист Василий Ян закончит гимназию. В 1892 году он поступил в Санкт-Петербургский университет на Историко-филологический факультет. Учеба была завершена через шесть лет, но еще студентом Василий начал заниматься литературой. Не порывая связей с Лифляндией, молодой поэт (под псевдонимом Садко) свои первые стихи отослал в газету «Ревельские известия». А затем последовало весьма полезное знакомство с главным редактором газеты «Санкт-Петербургские ведомости» князем Э.Э. Ухтомским.
После окончания учебы, вопреки воле отца, видевшего Василия ученым, тот устроился внештатным сотрудником в «Санкт-Петербургские ведомости» и отправился в путешествие по России. Маршрут был выбран экзотический: дойдя до Симбирска, журналист направился … в Южную Англию. Эти путешествия длились почти три года, после чего Василий Григорьевич в 1900 году поехал на Русский Север.
Так родилась его первая книга «Записки пешехода».
К 1901 году Янчевецкий поступил на государственную службу. Его первой экспедицией стала поездка по Ирану и Афганистану, которая продлилась несколько лет, вплоть до начала Русско-японской войны. Из Персии он направляется в Хабаровск, а оттуда − на фронт в качестве военного корреспондента.
После окончания войны, в 1906 году, Василий Григорьевич получил место редактора в одной из лучших газет того времени − «Россия». На ее страницах помещал свои очерки о путешествиях, которые продолжались до 1908 года, − после чего начался новый этап жизни и переход к педагогике: В.Г. Янчевецкий становится преподавателем латинского языка в Первой Петербургской гимназии. Однако страсть к писательству побудила его организовать журнал «Ученик», где в 1912 году появился приключенческий роман Василия Григорьевича «Афганский изумруд».
Надо полагать, что негласные тесные связи Янчевецкого с Министерством иностранных дел либо другим ведомством стали причиной того, что в декабре 1912 года он уезжает в Стамбул, где оказывается втянутым в события переворота 1913 года. Но и журналистская стезя продолжает оставаться близкой ему, поскольку весь этот период он пишет свои журналистские аналитические сводки в Петербург.
В годы Первой мировой войны Янчевецкий уже в Румынии, где готовит сводки для прессы и деятельно, через круг близких ему издателей, работает над формированием образа России как защитницы от османов в представлении румынского общества.
С началом Гражданской войны литератор примкнул к Белому движению, сотрудничал с правительством Колчака, но после его падения остался в Советской России.
Судьба писателя В.Г. Яна в СССР сложилась на редкость удачно. В 20-е годы он работал в основном в приключенческом и историческом жанрах, и к 1930-м годам окончательно оформился как исторический писатель.
С 1934 года Ян начинает работу над трилогией «Нашествие монголов», которая включала в себя романы «Чингиз-хан» и «Батый». За них в 1942 году Василию Григорьевичу была присуждена Сталинская премия 1 степени.
Над третьей частью трилогии – «К последнему морю» − Янчевецкий работал до последних дней; ему пришлось переработать роман, и опубликован он был только в 1955 году, уже после смерти Василия Григорьевича.
***
В РГАЛИ фонд Василия Григорьевича Яна поступил в 1975 году от сына, Михаила Васильевича Янчевецкого, и числится за номером 2822. Фонд состоит из одной описи, содержащей 461 единицу хранения.
Начинаясь творческими материалами, фонд хранит ценнейшие рукописи романов «Чингиз-хан», «Батый», «К последнему морю», повестей, пьес, рассказов, очерков, статей, выступлений, воспоминаний. Ряд произведений представлен в нескольких вариантах.
Не менее интересны и записные книжки, и тетради писателя, где есть подготовительные заметки для работы над произведениями, по которым можно проследить ход мысли и работы.
Столь же интересна и переписка В.Г. Яна с историками, иллюстраторами, касающаяся творчества писателя. Среди изобразительных материалов и фотографий немало фотографий самого Василия Григорьевича и его родственников, а также есть фотографии артистов, некоторые из которых имеют автографы и дарственные надписи. Фонд также богат отзывами и рецензиями на произведения В.Г. Яна, воспоминаниями близких к нему людей.
Среди материалов к биографии Василия Григорьевича можно выделить автобиографию и анкету писателя, договоры с издательствами. Поражают разнообразием и количеством тем собранные им материалы для творческой работы.
Наконец, весьма любопытна переписка последней супруги писателя, Лидии Владимировны, помогавшей Яну последние 10 лет жизни.
Помимо личного фонда Василия Георгиевича Яна документы, относящиеся к нему, можно найти и в других фондах РГАЛИ, как личного происхождения, так и учреждений. Так, в фонде художника В.Г. Бехтеева (ф. 2757) сохранилось большое количество иллюстраций к произведениям Яна, в фондах К.К. Чеботарева и А.Г. Платуновой (ф. 2968), М.В. Ямщиковой (ф. 1370), Е.А. Федорова (ф. 2557) имеется переписка с писателем. Помимо этого, документы об издании произведений Яна отложились в составе собраний издательств «Советский писатель» (ф. 1234), «Художественная литература» (ф. 613) и Главного управления по контролю за репертуаром при Комитете по делам искусств при СНК СССР (Главрепертком) (ф. 656).
Своим творчеством Василий Григорьевич Ян оказал большое влияние на жанр исторического романа в СССР и России. Его книги выдержали большое количество переизданий и являются одним из важных пластов отечественной культуры. Продуктивность писателя подтверждают богатство и содержательность его архива, отражающего различные этапы творчества.