Текст: Даниил Карабута
![](https://glstatic.rg.ru/crop150x150/uploads/images/2025/02/15/karabuta_469.jpg)
Нынешний сезон – двадцатый для «Коровинских сред», проходящих в вместительном подвальном этаже дома, прочно ассоциирующегося в русской культуре с именем Булгакова. Но название такое связано вовсе не с «нехорошей квартирой», а с бессменным организатором литературного салона, Андреем Юрьевичем Коровиным. В этот вечер гостями, полностью заполнившими театральный зал, стали авторы, коллеги, сотрудники журнала «Новый мир» – те, кто с ним был когда-то и как-то связан, а кто в русской литературе последних ста лет с ним как-то не связан? Кто-то с упоением читал в отрочестве, а кто-то потом и стал постоянным автором. Начиная вечер, Андрей Коровин заметил, что без «Нового мира» нельзя представить русскую литературу двадцатого, двадцать первого века.
Главный же редактор «Нового мира» Андрей Василевский начал с того, что охарактеризовал встречу как «долгожданную, но при этом странную»: редакция долгое время не проводила вообще никаких встреч. Общение с авторами происходило в основном заочно, да и сегодняшнее событие выбивается из общего юбилейного ряда тем, что на нем не будет ни дипломов, ни банкетов. В редакции решили вместо одного помпезного праздника организовать серию встреч, которая растянется на целый год. Что подчёркивается врèменной модификацией обложки: помимо привычных синих букв на каждом из 12 номеров 2025 года расположилось число 100.
Далее на сцену был приглашен Владимир Новиков. Свою речь он начал с утверждения: «Фрукт яблоко, река Волга, поэт Пушкин, журнал “Новый мир”». И первым из выступавших пустился в воспоминания. О том, как семьдесят лет назад дотянулся до полки шкафа, где стояли выпуски «Нового мира», и вытянул номер с романом Дудинцева «Не хлебом единым». Что же касается не прошлого, а будущего, по словам Вл. Новикова, журналу предстоит осмысление XXI века. «Новый мир — это не учреждение, это идея гуманистическая, идея демократическая».
Алексей Алехин – критик, прозаик, журналист, долголетний издатель журнала поэзии «Арион», вспомнил о недавно вышедшем фильме о литературных журналах России «Толстые и тонкие» - который произвёл на него впечатление «умной, чувственной предсмертной речи». Но, по уверению Алёхина, литературный журнал призван играть в современном обществе более важную роль, чем двести лет назад. Литература больше не главный инструмент просвещения и развлечения, ее роль в мире не угасла, ведь она стержень цивилизации, только литература умеет и чувствовать, и мыслить. И поскольку в литературном сообществе происходит депрофилизация, литературные журналы работают, чтобы добывать золото из руды. «Пройдя непростой путь, «Новый мир» жив! Он живой»! – подытожил Алексей Алехин.
Приглашенных выступить оказалось много, так что дальнейшие выступления были короткими, но емкими.
Дмитрий Бак начал с того, что «он давно не был в зале, в котором всех хочется обнять». И, как директор музея истории русской литературы, заверил, что «Новый мир», как и другие журналы, будут жить вечно, и это значит, что у нас под ногами есть почва и стабильность.
Редактор отдела прозы журнала «Новый мир» Ольга Новикова заявила, что редакция журнала рада всем новым текстам, но старается выбирать лучшие. И признала, что каждый писатель имеет шанс стать классиком, – даже тот, кто в итоге не был напечатан в «Новом мире».
Максим Амелин вспомнил, как в присутственный день, в среду, молодые литераторы приходили к Олегу Чухонцеву в и общались друг с другом. Конечно, такого общения в наши дни не хватает. И прочитал свое стихотворное «Переписчик», посвящённое как раз сохранению письменной культуры.
Павел Крючков, заведующий отделом поэзии журнала, поддержал фильм «Толстые и тонкие». С его слов, фильм открывает новые имена, и это не может не радовать. Среди прочего, Павел Крючков сделал два парадоксальных заявления: он – редактор отдела поэзии, который сам не пишет стихов; и «Новый мир», вопреки устоявшему предубеждению, вполне печатает переводную поэзию. И не только Гомера и Дж. Дж, Белли, но и вполне наших современников, например, Боба Дилана. «Готовя в 2017 году подборку Дилана, я с удовольствием вписал обычное: “В Новом мире печатается впервые”» - заявил Павел. Видимо, подразумевая другие возможные публикации нобелевского барда.
Руслан Тимофеевич Киреев – писатель, бывший заведующий отделом поэзии журнала «Новый мир», рассказал две мистические истории в духе Булгакова, а Ирина Александровна Ермакова – поэтесса и переводчица коротко заметила, что именно литераторы сегодняшнего дня создают литературное время, которое в будущем достанется потомкам.
В самом конце писатель Владимир Березин публично повинится перед Киреевым за мистификацию, которую он позволил себе в адрес Руслана Тимофеевича «на заре интернета», а поэт, переводчик Виктор Куллэ тоже вспомнил о своей первой публикации в НМ: