САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Поэзия и дети в XXI веке

Педагог Дворца пионеров Светлана Силантьева — о поэзии, работе с детьми и творчестве

Светлана Александровна Силантьева — режиссёр, сценарист и педагог мастерской риторики и ораторского искусства для школьников с первого по одиннадцатый классы во Дворце пионеров на Воробьевых горах. Светлана окончила ГИТИС по направлению режиссуры. Работает с детьми и студентами. Сейчас её подопечные занимают места на самых разных творческих конкурсах: читают как стихи классиков, так и собственного сочинения.

С какого момента стоит погружать ребёнка в тему поэзии?

Светлана Силантьева: Как только ребёнок родился, сразу же он невольно погружается в мир поэзии. Когда вы ему напеваете колыбельные, и это ритмично и гармонично — уже начинается поэзия. Когда вы причитываете стишки-потешки, (это любая мама делает, да и сама может рифмовать) — он погружается в этот мир. Ребёнок этого ещё не понимает, но чувствует, что ему хорошо, и дальше, когда он взрослеет и слушает, читает поэзию, у него вырабатывается определённое гармоничное отношение к миру; он уже по-другому воспринимает слово. Поэтому ораторское мастерство на наших занятиях неотделимо от элементов литературного творчества. Сочинять детей не надо заставлять, но это восторг, когда дети, играя в речевые игры, сочиняют акростих, играют в буриме или продолжают строки хайку!

Если ребёнок сочиняет что-то очень уж авангардное, как с этим быть? Стоит ли его разворачивать обратно, к классике?

Светлана Силантьева: Нет. Стоит для начала дать ему дописать то, что он хотел написать; потом прочитать это и послушать, что он имел в виду. Если ребёнок на что-то ссылается (а как правило, такое пишут, что-то услышав), значит он разделяет убеждения с какими-то современными поэтами, или слышит что-то особенное. Надо понимать, что всё, что ты делаешь — это не просто «а я хочу так, лишь бы не как все!». Нужно доступным языком, интересно рассказать о том, что в литературе в целом, и в поэзии в частности есть очень много разных направлений и стилей, в том числе футуризм, постмодернизм и так далее… Привести примеры.

На кого из современных поэтов стоит обращать внимание?

Светлана Силантьева: сейчас изменился подход к знакомству с поэтами. Если раньше в основном печатали в журналах, например, в «Юности», знакомились с ними на вечерах в Политехническом музее, то сейчас появились другие пути — через интернет, соцсети, порталы, подкасты, блогерство. В таком огромном потоке подростку сложно сразу понять, что ему ближе. Он заинтересуется тем, что ему отрекламируют и представят, сказав: это модно. Для детей интересны, на мой взгляд Анастасия Орлова, Анастасия Строкина, а также Нина Дашевская и Артур Гиваргизов.

Лет 10 назад был интересный телевизионный проект «Бабушка Пушкина» и в нём участвовали интересные молодые поэты, например, Ника Симонова — она молодой поэт, довольно известный. Из последних проектов этого года могу назвать проект» Ольги Матвеевой «Поэзия - 21 век. Авторское и актёрское прочтение в театре «Et Ceterа».

Мы в мастерской ко всему относимся с интересом. Если человек приходит и говорит: «А я хочу вот так, мне нравится этот автор, исполнитель», я прошу рассказать об этом, познакомить с творчеством: что это за стиль, направление? С этого момента мы начинаем исследование: например, нравится рэп? А когда он возник? В какие годы? Какие исполнители тебе нравятся? А можешь сейчас сочинить фристайл? (Это же высшая форма рэпа!) Мы тебе даём тему, а ты сочиняй на ходу.

Если бы сейчас появлялось побольше таких проектов, находящих и представляющих молодых поэтов — это было бы замечательно! Я уверена, их много на Земле!

Молодежное творчество в средствах массовой информации действительно мало представлено, и нам не хватает какой-то «дорожной карты» для подростков и детей.

Почему нужно заниматься поэзией?

Светлана Силантьева: Во-первых, человек может выразить чувства, высказать, что у него внутри, и представить эти чувства, запечатлев на бумаге, в информационном пространстве. Во-вторых, это воспитывает ощущение красоты, даёт понять, что прекрасное может быть разным: гармоничным, с рваным ритмом или без… Я иногда говорю своим ученикам: «не надо использовать прямые рифмы вроде “роза-берёза”, давайте что-то другое поищем». И никогда не стоит смеяться над тем, что пишет ребёнок, критиковать его или поучать. Можно задать вопросы: почему ты так выразил мысль? Что ты этим хотел сказать? Поэзия — это путь, и его надо пройти, открывая для себя что-нибудь новое.

Вы говорили, что дети любят подражать. Кому сейчас в основном подражают?

Светлана Силантьева: Самому разному фэнтези. Если раньше появлялись откровенные отсылки на Роулинг, то сейчас я уже затрудняюсь сказать точно.

Много читают Ксению Драгунскую, Дарью Доцук, Нину Дашевскую (я её детям всячески рекомендую) и вообще мне нравится разнообразие книг современных детских авторов, представленных издательствами «Самокат», «Белая ворона» и т.д. Многим авторам дети подражают. Но, может, это не так плохо: попробовать написать «в стиле», зная, что ты это делаешь, всё равно, автор найдёт свой личный стиль. Так, кстати, делали первые шаги многие классики.

А какие у вас любимые поэты?

Светлана Силантьева: Самые любимые: Пастернак и Бродский.

Могу сказать, что для себя я, перечитывая классику, открываю всё больше и больше нового, в известных книгах. Взрослый по-другому перечитывает и Пушкина, и Чехова, и Булгакова.

Я очень люблю Беллу Ахмадулину (вот очень!) — её поэтический путь и то, как она открывает музыку стиха; люблю Рождественского и Евтушенко; Ахматову и Цветаеву. Но если у Цветаевой и Ахматовой чувство сконцентрировано, то у Ахмадулиной — больше воздуха. Я очень люблю поэзию Набокова. Неповторимый Маяковский прекрасный…

Если говорить о современном подростке, насколько для него Ахматова и Цветаева будут понятнее, чем, условно, Вера Мусалеян? (солистка группы «Алоэ Вера»)

Светлана Силантьева: Все подростки очень разные… Конечно, читать стоит всех, почему нет? К Ахматовой и Ахмадулиной человек ещё должен подойти; и насколько мне хочется, чтобы подростки открывали молодежную культуру, о которой я ещё не знаю, так и для молодежи важно открывать историю. Человек не должен ставить себе шоры. Если человек говорит, что не любит стихи, я спрашиваю его: «За что вы не любите поэзию? Что она вам сделала?»

Я могу предположить, почему у среднестатистического школьника лирика вызывает отторжение: пришёл учитель и мало того, что заставил стихотворение выучить, так ещё принялся объяснять, «что хотел сказать автор» и что означают голубые занавески.

Светлана Силантьева: Да, да! Когда точно нужно написать всё уже сказанными словами… Мне повезло: у меня был очень хороший педагог по литературе, большая библиотека в семье, и мне никто и никогда ничего не навязывал, поэтому у меня было ощущение, что я открываю новый мир. Я за то, чтобы человеку давали возможность проявить свою личность, не ставили ему рамки. Но всё равно, каноны знать надо — чтобы понимать, какие были правила; что ты своим творчеством предлагаешь и что таким образом хочешь открыть.

Финальный вопрос. Как вы думаете, во что превратится поэзия в будущем?

Светлана Силантьева: Мне кажется, что это будет что-то, выражающее себя разнообразными визуальными стилями, формирующими ритм: домиками, лесенками, знаками… какая-то новая знаковая система или форма текста. С развитием мультимедийных средств человек может почувствовать желание создать новые формы с новой визуальной и, может быть, аудиосоставляющей. Думаю, будет развиваться исполнение собственных стихов напевно, под ритмичный аккомпанемент (вспомним, что только так было в Древней Греции или у гусляров). Помните, у Риммы Казаковой в стихотворении «Гомер»?

  • …стихи ломались, как мечи,
  • но всё-таки остались.