САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

«Артек» – как первая любовь

Книга кандидата философских наук Надежды Прониной рассказывает о каждой артековской смене, состоявшейся за 100 лет существования лагеря

Коллаж: ГодЛитературы.РФ. Обложка и фрагмент книги предоставлены издательством
Коллаж: ГодЛитературы.РФ. Обложка и фрагмент книги предоставлены издательством

Текст: Николай Долгополов

2025-й – год больших юбилеев. Вот и нашей гордости «Артеку» 100 лет.

Началось все в 1925-м с четырех не без труда установленных на капризном грунте брезентовых палаток. А выросло в огромное, хорошо отлаженное современное детское царство с элегантной и удобной инфраструктурой. Обо всем этом подробнейше в трехкилограммовом фолианте «Артеку – 100! История каждой артековской смены 1925 -2025» в 740 страниц с сотнями старинных черно-белых и современных цветных иллюстраций.

Иногда в советские годы, да и в наши, «Артек» поругивали: создали витрину счастливого процветания. Да, создали, но, глядя на эту витрину и счастливую пионерскую жизнь, стали возникать и другие похожие пионерские лагеря. Сила примера воодушевляла и давала гостям, они же и хозяева, «Артека» насладиться воздухом свободной беззаботной жизни.

Кстати, о воздухе. В начале книги подробно о том, как лечились и вылечивались в детском санаторном лагере ребятишки с больными легкими. Идея оздоровления была подхвачена, развита, доведена в последующие времена до полного совершенства. Шло и оздоровление душ. Сам дух «Артека», куда приезжали со всех концов огромной страны, настраивал на умение общаться, понимать ребят разных национальностей, наконец, дружить. Тут юная поросль проходила свои первые интернациональные университеты.

Да, «Артек» всегда собирал самых ярких, талантливых ребят со всей страны. Многие из них стали успешными людьми в самых разных сферах деятельности. Это певец и композитор Олег Газманов, кинорежиссер Карен Шахназаров, шахматист Анатолий Карпов… Всех не перечислишь: в каждую смену сюда приезжали пять с половиной тысяч детей.

Вот что говорит об «Артеке» ректор Московского государственного института международных отношений Анатолий Торкунов: «Это юность, радость, общение. Это вообще знакомство не только с «Артеком», но со всей страной, поскольку у нас в отряде были ребята, которые представляли самые разные регионы от Кавказа до Архангельска, Сибири. «Артек» – это, конечно такой «поцелуй молодости». То, что приобретается в «Артеке» – исключительно важно. Это дружба, преданность, патриотизм. То, что в «Артеке» очень много концертов, и то, что мы вечером стихи друг другу читали по патриотической, в том числе, тематике. Это тоже все очень здорово запомнилось на всю жизнь».

А встречи в «Артеке» были уникальны. Какая главная за это столетие? Для меня с первым космонавтом Юрием Гагариным. Для других, возможно, Джавахарлал Неру и Индира Ганди. Они воспринимались артековцами не отвлеченными экзотическими фигурами, а реальными гостями. Юная американка Саманта Смит, приехавшая посмотреть на ровесников своими глазами, превратилась в подругу. Великий темнокожий певец из США Поль Робсон пел вместе с ребятней: «Широка страна моя родная».

О каждой артековской смене – в книге подробно. Обязательно надо прочитать о самой длинной – военной смене 1941–1945 годов. Началась война, и в автобусах и кузовах грузовиков 200 детей 6 июля 1941 года доставили в Симферополь. Оттуда поездом в Москву. Здесь в подмосковной Фирсановке к артековцам присоединились ребята из Литвы и Латвии, которых война застала по дороге в Крым. По Москве-реке теплоходом куда побезопаснее – в Сталинград. Вот так. За некоторыми приезжали родители. Костяк остался. 20 повзрослевших вступили в комсомол. В апреле 1942-го артековская команда дежурила на сталинградских крышах – сбрасывали, тушили зажигалки, а 1 мая в парадной артековской форме участвовали в параде вместе с жителями города. И снова эвакуация: Камышин – Казань – Уфа – Белокуриха. Учились в школе, обрабатывали землю. Весь собранный урожай передали на нужды Красной армии, а заработанные 100 тысяч рублей – на строительство боевых машин.

И что примечательно: ни один человек из той самой длинной военной артековской смены не погиб. Словно чувствуя, что расставание с лагерем надолго, руководители сумели захватить с собой центнеры заготовленных на лето-осень 1941 года съестных припасов. Вожатые и пионеры таскали тяжелые мешки с мукой, картофелем, ящики с маслом на своих еще не окрепших плечах. Во время переездов загружали их в грузовики, вагоны, затаскивали на пароходы и баржи, на которых передвигались во время эвакуации по всему Советскому Союзу. И потому голода как такового не было. Жировать не приходилось, но отряд из 250 человек был почти всегда вовремя накормлен. Ни один артековец не умер. Да, болели детскими болезнями, а безвозвратных потерь, как могли бы, не окажись в июле 1941 года начальство таким предусмотрительным, не понесли. Выжили все. Одного вожатого призвали в самый разгар войны в действующую армию. Но его словно берег неведомый артековский дух. Провоевал до конца войны и вернулся домой.

15 апреля 1944 года «Артек» в Крыму освобожден. А уже 11 мая на его восстановление направлены 800 бойцов 4-го Украинского фронта. С 6 августа в «Артек» начали прибывать дети, сражавшиеся в партизанских отрядах Крыма. А чуть позже, 20 сентября 1944 пришел черед Всесоюзной смены.

И обо всех ста (!) сменах подробнейший рассказ. Кандидат философских наук Надежда Михайловна Пронина работала над книгой, вышедшей в издательстве «Открытый текст», долгие десять лет. Надо быть настоящим энтузиастом, чтобы проделать такой колоссальный труд. И он оказался по силам коренной артековке – пионерке лагеря 1964 года, затем в 1970-1973 годах его пионерской вожатой. 40 лет без устали участвовала в жизни уже действительно родного для нее «Артека». И в награду – артековцам, всем нам и автору – необычная книга.