Интервью: Светлана Мазурова
В репертуаре БДТ имени Г. А. Товстоногова — драма Ибсена «Привидения» с народной артисткой России Светланой Крючковой в роли Фру Алвинг. Но на этом творческая жизнь выдающейся актрисы не исчерпывается.

«Люблю русскую поэзию»
Светлана Крючкова: Времени нет совсем. Вот только сыграла два спектакля в театре. Затем у нас в Петербурге представили программу «Любви небесной образ». Это хор православного мужского Данилова монастыря, они поют замечательно, а также Большой Детский хор имени Попова. Мы уже два года выступаем с этой программой — о материнской любви и о любви к Родине. Начинали в Кремле, в Москве, потом в разных залах выступали, в Петербурге — в Капелле. Нынче взяли зал побольше, на 1800 мест — бывший ДК Горького, сейчас Дворец культуры Ленобласти. В этой программе я читаю стихи хороших поэтов. Даже уговорили меня спеть одну песню композитора Юрия Алексеевича Смирнова на стихи Николая Рубцова, он работал у нас в БДТ гитаристом, был педагогом. Хорошая песня — «Тихая моя родина». Я боялась петь без музыкального сопровождения, но мужской хор меня поддержал. Зал кричал «браво!» после этой песни.

5 марта, в день памяти Анны Андреевны, в Музее Ахматовой в Фонтанном Доме прошел мой литературный вечер «Победившее смерть слово...». Там прозвучали «Северные элегии», которые редко читают, «Тайны ремесла», стихи разных лет. Рассказывала о Шилейко (ученый, полиглот, второй муж Ахматовой).
В День театра выступала в Большом зале Филармонии им. Шостаковича — с программой «Пока в России Пушкин длится...». К 105-летию со дня рождения Давида Самойлова. Это большой русский поэт. У Михаила Козакова была программа, посвященная ему. Читал и Зиновий Ефимович Гердт. А сейчас осталась я одна… В июне буду читать стихи Самойлова на Книжном фестивале «Красная площадь» в Москве, я уже читала там Цветаеву, Ахматову, Пушкина, Лермонтова…
Еще выступала в Доме молодежи «Царскосельский» в городе Пушкине: стихи Окуджавы, Давида Самойлова, Александра Володина, песни Исаака Шварца.
Я люблю русскую поэзию. Начала готовить программы, когда мне было 19 лет. Вообще я мечтательница, фантазерка и романтик. И мои самые любимые поэты — тоже романтики: Гарсиа Лорка, Марина Цветаева. Цветаевой важно было увидеть образ, и она дорисовывала его до высшего образца. А какой фантазер и романтик Пушкин!
Помню вашу Лермонтовскую программу.
Светлана Крючкова: «А он, мятежный, просит бури»? Она есть на сайте Филармонии имени Шостаковича. Кто хочет, может посмотреть. Программа необычная. Сотрудники Пятигорского музея оказались на вечере и потом написали мне: «Мы потрясены. Такой нестандартный взгляд!.. Мы бы хотели, чтобы вы к нам приехали». Обычно подчеркивают, что Лермонтов — холодный, желчный. А я сделала программу с точки зрения его мамы, которая умерла, когда ему было два года, и бабушки. То есть любящих его женщин. Я там и в платье XIX века, и с прической того времени.
В Елабуге и Тарусе
В Елабуге вас наградили литературной премией имени Марины Цветаевой (в 2020 году). Цветаева — ваша особая любовь?
Светлана Крючкова: Эта премия для меня особенно дорога, потому что носит имя Марины Ивановны, которую я бесконечно люблю. Уже много десятилетий я делаю программы по ее стихам, рассказываю о ее жизни, творчестве.
В прошлом году у меня был большой вечер в Елабуге, во Дворце культуры. А на следующий день я сама попросила генерального директора Елабужского музея-заповедника Гульзаду Ракиповну Руденко дать мне возможность выступить уже с другой программой — «Марина Цветаева. Чешские страницы» — перед студентами педагогического института. Без всяких денег, просто так. Читала письма к Родзевичу, «Поэму горы» и «Поэму конца». Студенты — они же все в возрасте любви… И программа — о любви. Зал был полон молодежи.
Поездка была волшебной. Мы побывали на Каме. Посетили Городище, музей Шишкина, музей Надежды Андреевны Дуровой. Там столько интересных мест! Были в Литературном музее Цветаевой и в Доме памяти, бывшем доме Бродельщиковых. И, конечно, на кладбище, где похоронена Марина Цветаева. Возложили цветы. На следующий день я выступала, мне подарили много цветов, и моя подруга отвезла их на кладбище, укрыв могилу ковром из цветов. И на другой день мне снова подарили цветы, и снова их отвезли к Цветаевой.
К сожалению, уходят люди, которые знают ответ на любой вопрос. В этом году ушла из жизни старший научный сотрудник Музея Ахматовой историк литературы, искусствовед Татьяна Сергеевна Позднякова. Она всегда мне помогала. Иногда даже давала материалы, еще не напечатанные, и я брала их в свою программу. Например, когда я делала для Большого зала филармонии моноспектакль «Невидимка, двойник, пересмешник…» (тема двойничества у Ахматовой).
Все мои цветаевские программы сделаны с Ирмой Викторовной Кудровой, крупнейшим цветаеведом мирового масштаба, и с Галей Ванечковой, которая живет в Чехии. Теперь благодаря Галиным усилиям в Чехии, во Вшенорах (это пригород Праги), появилась маленькая комната, которая является центром Марины Цветаевой. Путеводитель по местам Марины в Чехии тоже сделан Галей Ванечковой. Ей уже за 90. Благодаря ей я была везде, в каждом месте, где жила, была, ходила Марина Цветаева.
Галя подарила тогда моему сыну Саше чашку, из которой Родзевич вместе с ними пил кофе в Париже. Он должен был прийти к ним в гостиницу, и они пошли, купили чашки. Именно Константину Болеславовичу Родзевичу посвящены жемчужины поэзии Марины: «Поэма Горы» и «Поэма Конца»... Эта чашка стояла у нас дома. А потом мы поехали в Тарусу, и Саша подарил ее музею. Прожив 13 лет во Франции, Марина сказала: «И тени моей не останется во Франции. Таруса, Коктебель да чешские деревни — вот места моей души».
У меня много книг Цветаевой, много Ахматовой — думаю, кому отдать? В какой музей? Две трети своих книг я уже отдала в разные библиотеки, в том числе в Театральную.
Книги Светланы Крючковой
А вы сами писали стихи?
Светлана Крючкова: Конечно писала. Кто их не писал? Помню, однажды ехала из Прибалтики ночью поездом и написала каждому своему студенту — отдельно — «валентинку». «Поздравлялки» писала. Это легко, когда есть настроение. Но сейчас уже не пишу, да и некому. Студенты меня предали. Когда меня спрашивают, как я не видела, что они такие, я отвечаю: «Точно так же, как Иисус Христос не видел, что его предадут ученики». После этого я решила: никаких учеников. Кому нужно, тот сам научится. А впихивать знания в тех, кто ленится, я не собираюсь.
У вас вышла не одна книга («Разное счастье нам выпадает…», «Фотографии с комментариями», «Я у жизни — ученица…», «Домашний альбом Светланы Крючковой»).

Светлана Крючкова: Почему я стала писать книги? Мне надоело вранье журналистов. Они даже дошли до того, что Юра Векслер, кинооператор, с которым я познакомилась только в 1975 году, «снимался в «Большой перемене» в 1972 году»... Но он же оператор, не актер! И вот, якобы благодаря ему, я попала в этот фильм!.. Пишут всякую ерунду. Мне это так осточертело, что я подумала: а почему это они про меня пишут? Я лучше сама напишу, как все было на самом деле, из первых уст.
Да, книги нынче пишут все подряд. Стоят они недешево. Издать книгу — это очень дорого. Если делать в хорошем качестве, не на папиросной бумаге, да еще с уникальными фотографиями. Поэтому и цена высокая. Но человек сам выбирает: пойти ли в ресторан или купить книгу.
А что-то новое вы задумали представить?
Светлана Крючкова: У меня намечены две поэтические программы, которые я хотела бы сделать. Не буду рассказывать о них. Но думаю, это было бы очень интересно публике. Только на это надо время: ни за месяц, ни за два их не сделаешь. Мне надо погружаться туда с головой. Но если даст Бог, продлит мои дни, то я сделаю, конечно. Передать это я никому не могу, потому что в каждом слове моя позиция, моя природа, мои знания. Я всегда считаю, что когда артист что-то рассказывает о поэте, вы должны чувствовать, что он знает гораздо больше, чем озвучивает. Просто у него нет возможности это высказать. Два часа — и хватит.
Что мне нравится в поэзии? Красота стихосложения, рифма. Она и запоминается лучше, чем проза. И это всегда высокие чувства. Мы все состоим из тени и света, надо пытаться подняться над собой, услышать себя, акцентировать свое сознание, бытие на светлых вещах, высоких. Как писал Давид Самойлов, «И только высоких мгновений на жизни увидеть печать». Тогда интересно жить.
Никаких титулов…
Вы теперь редко снимаетесь в кино. Неужели такие плохие сценарии?
Светлана Крючкова: Отказываюсь. Считаю, что лучше реже, но качественнее что-то делать, а не мелькать везде. Сериалы предлагают, да, деньги хорошие, но я не хочу. Деньги на свой памятник? Кому это надо? Кто тебя помнит, тот и помнит. А кто не помнит, хоть какой памятник поставь. Мы в сердце или живем, или не живем.
Знаете, как выглядит памятник поэту Давиду Самойлову? Он жил в Эстонии, в Пярну. Не любил большие города, жил не в Москве, а в Опалихе, а потом переехал в Прибалтику. В 2019 году, когда мы были на гастролях, проезжали Пярну, я предложила заехать на Лесное кладбище, поклониться Давиду Самуиловичу. Был декабрь, в 2020 году ему исполнилось бы 100 лет. Мы заехали. Служители кладбища — эстонцы — не читали его стихов, но знали, где его могила. По центральной аллее идешь и слева — небольшой камень. Чуть выше кирпича. Просто камень. И написано: «Давид Самойлов. 1920-1990». Все. Никаких титулов, никаких «выдающийся поэт». Рядом такой же камешек поменьше — могила его мамы…
А кино… Только что на Московском кинофестивале в конкурсной программе был показан новый фильм режиссера Андрея Зайцева «Двое в одной жизни, не считая собаки...». Главные роли играем мы с Сашей Адабашьяном. Это фильм про людей и для людей. Поэтому, наверное, зрители отдали свои голоса нам. Мы получили «Приз зрительских симпатий».
Кстати. Ахматова и Толстая
В 2007 году Светлана Крючкова сыграла Анну Ахматову в кино. Режиссер Дмитрий Томашпольский снял четырехсерийный художественный фильм «Луна в зените», в основе которого незаконченная пьеса Ахматовой «Пролог, или Сон во сне».
А позже Крючкова исполнила главную роль в музыкальном спектакле «Я – жена гения», посвященном Софье Андреевне Толстой, супруге и соратнице Льва Николаевича Толстого. Его показали в Большом зале филармонии им. Шостаковича в Санкт-Петербурге. Режиссер — Марина Сень. Льва Николаевича сыграл Сергей Барковский. Это было во время пандемии, спектакль поставили на паузу и, к сожалению, пауза всё длится.