Текст и фото: Даниил Карабута
Среди пятничных событий «Красной площади» не затерялось и представление серии книг под названием «Система координат. Открытые лекции по русской литературе 1950–2000 годов», выпущенных «Культурной инициативой». Не затерялось и потому, что в представленных лекциях принимали участие литераторы, имевшие личное отношение к описываемой эпохе — Михаил Ерёмин, Лев Рубинштейн, Валентин Хромов и др.
Для начала Юрий Цветков рассказал о том, как возникла сама идея – не просто систематизировать лекции, а создать живую летопись прошедших времен. Она возникла в 2008 году. Тогда стало ясно, что в современной литературе эта эпоха не до конца легла в учебники, однако люди, участвовавшие в ней, все еще живы. Достаточно сказать о Лианозовской и Чертковской группах. И можно создавать серию книг. Юрий Цветков, по его признанию, был приятно удивлен, когда общался с людьми, лекции которых вошли в сборник. Как впоследствии заметит не один выступающий, их объединяла высокая степень свободы. Отсюда еще одно название книжной серии — «Формула свободы». Прежде чем закончить вступительное слово, Юрий Цветков признал, что за эти годы он получил чистую радость, работая со Львом Рубинштейном. И передал, тоже с благодарностями, слово Дмитрию Баку, без которого, как без директора Музея истории русской литературы, этих книг не было бы.
Дмитрий Бак начал с указания на то, что здесь присутствуют люди, знающие материал не хуже него. Но он будет говорить так, чтобы понятно было даже тем, кто об этих вещах слышит в первый раз.
После 1986-89 годов граница между подцензурной и неподцензурной литературой рухнула. Все стало «можно»! Маркером для Димитрия Петровича, тогда – молодого преподавателя, стал случай на лекции: он произнес на лекции своим студентам. "Довольно кукситься!.." Студенты хором ответили: "Бумаги в стол засунем!.."
Представленная серия книг будет востребована очень долго, и хотя место литературы в культуре сменилось, то, что делают Юрий Цветков с Данилом Файзовым – это необходимо.
Следующим выступил Виктор Куллэ. Всё началось тридцать с лишним лет назад, в 2003 году, когда вышел в свет журнал НЛО, где половину номера написал Антон Нестеров, это был материал о поэтах-метафизиках («Герменевтика, метафизика и "другая критика"»), а другая половина — это материалы, созданные на основе ленинградской «Филологической школы». До этого подобные статьи были представимы только в полумифической для читателя в России «Голубой лагуне» К. Кузминского. Впоследствии в «Летнем саду» усилиями самого Куллэ была выпущена похожая по тематике книга. Увидев ее, Лев Лосев пошутил, что Куллэ сделал из разрозненных поэтов группу собутыльников. Сейчас Куллэ признал, что собутыльничество, конечно, имело место, но главное – дух свободы. При этом главным врагом всей компании была некая смесь Пастернака с Лебедевым-Кумачом. В завершение Виктор Куллэ заявил о необходимости переиздать книгу «Филологическая школа» и рассказал о том, что он мало видел столько преданных друг другу и литературе друзей.
Александр Левин рассказывал о Всеволоде Некрасове и читал очерк от лица сквозного персонажа своих песен Кролика ("Французский кролик, нажрётся как нолик…"). Под конец он спел песню памяти Всеволода Некрасова и его жены.
Антон Кукушкин читал стихи Некрасова, Шатрова и Коваля. Елена Калашникова продолжила поэтическое чтение. Ее выбор пал на произведения Леонида Виноградова и Всеволода Некрасова.
Оксана Саркисян выразила благодарность за создание книги о московском концептуализме. Одно дело – наблюдать за живым процессом, а когда видишь, что это уже напечатано, то понимаешь, что ты участвовала в создании наследия. Такого, как тексты Льва Рубинштейна, один из которых она прочитала.
Михаил Павловец заявил, что оказался в книге случайно. Мол, кому-то показалось, что такой книге не хватило академизма, - и он был призван его довнести. Перед тем, как передать слово последнему выступающему, он заметил, что большинство литературных группировок ХХ века полагали себя вершиной литературной эволюции. Концептуалисты же, напротив, полагали, что нужно занять гиперпозицию. И сегодня мы следуем этим традициям.
Завершил презентацию Михаил Шейнкер. Он напомнил собравшимся о событии, которое можно считать первым перформансом на территории Москвы или даже всей России. Суть его была в том, что Вадим Захаров позвал зрителей в квартиру на «Профсоюзной» полюбоваться на два вещавших прямо друг на друга телевизора. А было это вскоре после «Бульдозерной выставки».
Михаил Яковлевич заметил, что книги этой серии позволяют увидеть многое из прошлого. Но главное – состоялась встреча прошлого и будущего.