ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Лауреаты о девятом «Лицее»

Победители IX премии «Лицей» на презентации сборника своих произведений порассуждали о том, что дает премия молодым писателям и что происходит после признания

Презентация нового сборника лауреатов премии «Лицей» / Страница ММКЯ в VK
Презентация нового сборника лауреатов премии «Лицей» / Страница ММКЯ в VK

Текст: Руслан Манеев

На презентации девятого сборника «Лицей-2025» на ММКЯ не смогли присутствовать авторы-победители Сергей Калашников (сборник стихотворений «А вот они») и Юлия Крылова (сборник стихотворений «Светочувствительность»), поэзию которых можно прочитать как раз в свежем сборнике, но остальные лауреаты с удовольствием порефлексировали о своём участии в крупной премии для молодых писателей.

Что даёт участие в этом конкурсе?

Мария Затонская (поэтический сборник «Свидетель») признается: «Премия даёт уважение других людей и уважение самому себе. Я стала увереннее в самой себе».

А как чувствует себя писатель, когда к нему приходит признание?

«Сложно поверить, что твоё писательство на самом деле чего-то стоит, а тебе хочется, чтобы это чего-то стоило. Когда тебя оценивают эксперты, то появляется ощущение профессионализма: ты делаешь что-то не зря, ты берёшь ответственность за свою работу».

Анна Бабина (роман «Знаки различия») делится: «Творчество – это диалог. Сегодня литературный мир очень большой, легко затеряться, очень сложно найти человека, с которым ты можешь вести диалог. Для меня это основная мотивация – найти своего читателя».

Анна Баснер (роман «Последний лист»), замечает, что «премия – важный институт для формирования литературного ландшафта, который показывает, что волнует молодых писателей».

Но девушки явно постеснялись упомянуть весомую причину попытать счастье в конкурсе: 4,8 миллиона поделили между собой победители IX сезона литературной премии «Лицей».

А есть ли у молодых авторов тексты, вызывающие дискомфорт из-за того, что «это написал не я»?

Анна Баснер выбрала комедию Александра Вампилова «Старший сын»: «Для меня поразительно, как он создавал драму в бытовых сценах. С другой стороны, поразительно то, как он показал человека, делающего выбор в пользу «другой», своей реальности – и она может быть здоровой настолько, насколько помогает ему жить».

Анна Бабина назвала «Молчание ягнят» Томаса Харриса, потому что «увлекаясь главным героем, Ганнибалом Лектором, читатели не замечают фигуры главной героини. Это очень интересный мужской взгляд на фигуру женщины в обществе».

Марина Затонская же не стала называть что-то конкретное, а описала скорее эмоцию: «Хочется стащить чего-нибудь у кого-нибудь почти каждый раз, когда я читаю прекрасную литературу. Этот восторг, желание присвоить, снять, – он всегда появляется, когда что-то любишь».

А вообще стоит ли читать критику на свои тексты? Нет, лауреатки посоветовали не читать критику до оглашения результатов конкурса и предупредили о том, что и похвала, как критика, тоже бывает вредной, ведь так или иначе автор попадает в зависимость от внешней оценки, а иногда хочется ощущать некий «центр».

Презентация сборника на ММКЯ. Фото: Страница ММКЯ в VK