
Текст: Руслан Манеев
Роман-кино-роман – фильм уже получил хорошую карму и переродился в специальное издание бестселлера Водолазкина (редакция Елены Шубиной): внутри «одухотворённый» сценарий кинокартины. Его можно почитать, можно посмотреть. В книгу вошли вкладки с кадрами из фильма и со съемок.
Чем кино отличается от книжки?
Евгений Водолазкин: «Кино – это искусство, которое оперирует образами, книга – это то, что оперирует словами. И словами не всё можно выразить. Когда я смотрел фильм, я вдруг понял: если у меня перестанет получаться описывать то, что я описывать словами, я уйду в кино».
Водолазкин также поделился впечатлениями от съёмочного процесса: «У меня возникло детское впечатление. Такое впечатление описано в "Театральном романе". Съёмки одного эпизода были на большой морской, напротив дома Набокова. Думаю, дух Набокова спускался и вдохновлял всех нас… Я просто стоял, открыв рот».
Авиатор на взлётно-посадочной полосе
Продюсер фильма Сергей Катышев: «Мы этим проектом занимались пять лет. Три года мы только разговаривали с Женей о разных вещах и думали: совпадём мы или не совпадём. Если бы не совпали, никакого проекта не было бы».
Режиссер Егор Кончаловский: «Для меня лично, это был большой вызов. Когда я прочитал сценарий – это было одно чувство. Потом я прочитал роман. Моя первая мысль, которая долго не покидала меня: "Как это снять?". Первоначально я не хотел писать сценарий, я думал, что каждому надо заниматься своим делом. Я не считал себя вправе вмешиваться. В итоге мы обратились к Юрию Арабову. Это была трагическая история. Арабов умирал. Но он охотно взялся за сценарий, это хоть как-то его отвлекало от боли. Мы общались исключительно по "зуму". Он диктовал ученику свой сценарий. Это был настоящий подвиг для человека, работающего со слогом. Он был на посту до последнего своего дня. Я с благодарностью его вспоминаю».
Осмысление пути
Водолазкин: «Мы хотели снять о покаянии. Не о полётах на аэроплане. Не о заморозке, хотя мне говорили иногда: что так мало заморозки?»
Сергей Катышев: «Фильм о времени. Я как продюсер думал, как передать на площадку фразу Евгения Германовича: «времени нет, всё уже было и всё произошло». Я нашёл решение. Купил бутылку портвейна 29 года и принёс на первый день съёмок, дал всем попробовать. Кстати, у меня есть вторая бутылка. Я собираюсь её открыть на премьере»
Перед выходом на широкий экран 20 ноября у фильма будут премьерные показы – отличный повод попробовать режиссёрский порт… телепорт, который будет маяком раскачивать зрителей от Соловков к нашим дням, соединять эпохи и любовь: зек, незаконно осуждённый за убийство, становится жертвой, казалось бы, удачного эксперимента по бессмертию. Криогенную камеру разморозили, герой попадает в наши дни, прямиком из сталинских тридцатых в мир разбитой мечты коммуниста. Герой разбирается в своём прошлом. По прочтении романа вспоминаются строки:
- «Когда-то по таким дорогам,
- Быть может, странствовал Эдип».
Посмотрим, стоит ли картина покаяния!
В главных ролях: Александр Горбатов (роль Иннокентия Платонова, главного героя) Константин Хабенский (роль Гейгера, врач, антагонист).