С 28 сентября по 14 ноября 2025 года в Москве и Санкт-Петербурге в восьмой раз пройдет Большой Детский фестиваль. В программе фестиваля — 42 театральные постановки, 14 фильмов (полного и короткого метра) и 18 короткометражных мультфильмов. В шорт-лист также вошли 20 детских и подростковых книг ведущих современных авторов. Мы беседуем с куратором книжного направления фестиваля Мариной Молявиной.
Интервью: Михаил Зильев
Сейчас в России, особенно в Москве и Санкт-Петербурге, много активностей, направленных на продвижение детского чтения, и это замечательно. Чем отличается Большой Детский фестиваль?
Марина Молявина: Наш – проходит ежегодно и включает показ профессиональных творческих проектов для детей и подростков. Художественный руководитель БДФ — народный артист Российской Федерации Сергей Витальевич Безруков. Особенность фестиваля — мультижанровость. А также то, что выбор лучших спектаклей, мультфильмов, кинолент, книг осуществляет Детское жюри. Для них это культурное совершенствование, яркие эмоции, заряд вдохновения и новые открытия. В этом году в жюри — 14 детей в возрасте 6–11 лет и 14 подростков 12–16 лет. Ребята посещают всю программу и выбирают лучшее в каждом направлении. Это придаёт фестивалю особую изюминку.
Наряду с такими направлениями, как театр, книги, кино, анимация, есть программа БДФ Инклюзия. Она проводится с 2022 года, но на восьмом фестивале значительно расширилась с приходом нового куратора — директора Московского театра неслышащих актеров «Недослов» Сергея Бидного.
Мы выбираем лучшие проекты, появившиеся за последний год. В книжном направлении был сформирован топ-20 лучших книг, изданных с июля 2024 по июль 2025 года. Из них составлен шорт-лист. Эти произведения прямо сейчас читает Детское жюри. Уже с 4 октября ребята начнут посещать встречи с авторами — писателями и иллюстраторами. Это обширная программа мероприятий в столицах. Для жителей регионов России проводится специальная программа «ЭХО БДФ», афиша которой состоит из лауреатов основного фестиваля.
Большой Детский фестиваль — это про детей и для детей.
Расскажите подробнее об инклюзии. Кино и анимация понятны, а как реализуется инклюзивный формат в театре и книгах?
Марина Молявина: Миссия направления — показать инклюзивный театр как полноценный жанр, основанный на диалоге с носителями особого опыта — людьми с особенностями здоровья, ментальными расстройствами, с трудными подростками. Их участие становится источником новых выразительных средств и смыслов, обогащает театральный язык. В программе фестиваля появились образовательные семинары для руководителей инклюзивных коллективов, театральных критиков и зрителей, обмен практиками между профессионалами «обычного» и инклюзивного театров.

В книгах из шорт-листов разных лет тоже есть темы особого детства. В телеграм-канале Большого Детского фестиваля мы разместили подборку таких текстов — их важно читать вдумчиво, не торопясь, и лучше по одной повести, чтобы было время осмыслить. Среди них, например, «История Северного круга» Юлии Кузнецовой — трогательная история девочки с особенностями здоровья, которая благодаря творчеству и общению постепенно начинает двигаться.

Наши материалы интересны не только библиотекарям, родителям, но и театру. По вышеназванной повести режиссер Фамил Джавадов создал спектакль в Молодежном театральном центре «Космос» в Тюмени. Ранее, в 2022 году, он представлял этот проект в рамках программы «БДФ Питчинг» и получил финансирование на постановку.
Вы упомянули, что, помимо Москвы и Петербурга, вы возите лауреатов в регионы. Какие места уже запланированы?
Марина Молявина: Недавно вернулись с Камчатки. Направление БДФ Книга там представляли Станислав Востоков, Ольга Лишина, Анна Хопта и Евгения Русинова. В следующем году собираемся в Челябинск, Томск, Благовещенск и другие города. Эти выезды идут между сезонами — осенью проходит основной фестиваль в Москве и Санкт-Петербурге, а затем мы отправляемся по запланированным регионам с авторами и иллюстраторами из шорт-листов.
Как влияет на фестиваль то, что Сергей Безруков, его руководитель, связан с театром и кино? Не секрет, что для простого зрителя популярный актер Безруков связан с образами сыгранных им великих поэтов Пушкина и Есенина. В литературной части есть акцент на этих классиков?
Марина Молявина: Он участвует в оценке проектов, согласовывает программу фестиваля. Его влияние распространяется на все направления, в том числе книжное. Мы в заявочной кампании ждем книги, выпущенные за последний год, то есть сосредоточены на современной литературе. В 2026 году заявочная кампания откроется после завершения фестиваля, примерно во второй половине ноября. Мы будем ждать книги от издательств, выпущенные с 1 июля 2025 года, готовящиеся к выпуску и которые точно будут изданы до 1 июля 2026 года.
Есть ли примеры «зажигания» новых литературных талантов благодаря фестивалю?

Марина Молявина: Да, особенно это касается Детского жюри и участников образовательных программ фестиваля — среди них появляются будущие деятели искусства. Ребята приглашаются на съёмки в кино или на театральные постановки. Гурам Гогия, член Детского жюри VII БДФ, сыграл одну из главных ролей в фильме «Новый год в Берёзовке». Арсений Тульков (также участник жюри прошлого сезона) стал новым актером «Театрального проекта 27» — у него случился дебют в спектакле «Принц в корзине», а в этом году он исполнил главную роль в постановке «А если завтра нет?». Еще одно пересечение: режиссер этого спектакля, выпускница мастерской Юрия Бутусова Анна Потебня, — тоже участница БДФ. Она принимала участие в лаборатории в Красноярске и сейчас готовит эскиз для петербургской программы фестиваля.
Можете рассказать о недавних новичках, которые «засияли» после участия?
Марина Молявина: Некоторые наши авторы после специальной программы «ЭХО БДФ» получили приглашения от регионов вновь провести встречи, но уже в следующем году. Яркий пример — Евгения Русинова, автор детективной повести «Деревья исчезают в полночь»: в 2026 году ее очень ждут на Алтае.
Или Анна Занадворова (ее дебютная книга — «Точки пересечения»). Она начала работу с подростками с занятий по созданию рассказа-зарисовки и обсуждений дневников писателей. Анна организовала встречи и мастер-классы, в том числе на Алтае, где объясняла детям, как можно творчески подходить к созданию историй и образов.
Вы сказали, что изюминка фестиваля — Детское жюри. А как оно формируется?
Марина Молявина: Детское жюри набирается по заявкам, которые приходят из разных регионов. Эксперты проводят отбор и собеседования. В жюри попадают дети с высоким уровнем подготовки и насмотренности, заинтересованные в чтении. Они приезжают в Москву на время фестиваля и внимательно изучают программы, книги, спектакли.

Бывали ли случаи, когда победители в книжном направлении переходили в театр или кино?
Марина Молявина: Да. Книгу Вики Козловой «Мой дедушка — призрак» взял для постановки петербургский театральный режиссер Максим Максимов. Спектакль в 2024 году участвовал в фестивале «Ещёнемарт» издательства «Поляндрия». В этом году мы покажем его в Петербурге в рамках направления БДФ Книга VIII сезона Большого Детского фестиваля. Периодически ставят спектакли и по другим книгам из нашего списка. В БДФ переплетаются все направления.
Приглашаем на нашу большую программу в Москве и Санкт-Петербурге, которая пройдет с 28 сентября по 14 ноября.