ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«Только мёртвые могут найти этот путь с лёгкостью». Запретный лес в саге о Гарри Поттере

Разбираемся, как работает теория Владимира Проппа в саге о мальчике, который выжил

Владимир Пропп; фан-арт к книге «Гарри Поттер и философский камень»
Владимир Пропп; фан-арт к книге «Гарри Поттер и философский камень»

Текст: Татьяна Шипилова

  • «А теперь я обращаюсь прямо к тебе, Гарри Поттер. Ты позволил друзьям умирать за тебя, вместо того чтобы встретиться со мной лицом к лицу. Весь этот час я буду ждать тебя в Запретном лесу. Если по истечении часа ты не явишься ко мне и не отдашься в мои руки, битва начнётся снова. На этот раз я сам выйду в бой, Гарри Поттер, и отыщу тебя, и накажу всех до единого — мужчин, женщин и детей, — кто помогал тебе скрываться от меня».
  • Итак, один час».
  • «Гарри Поттер и Дары Смерти»

В этом году как-то почти незаметно прошло 130-летие с момента рождения одного из самых уважаемых отечественных ученых-филологов – Владимира Проппа (1895–1970). Главным трудом его жизни стала, если можно так выразиться, дилогия: две крупные работы, посвященные волшебной сказке: «Морфология волшебной сказки» и «Исторические корни волшебной сказки». Удивительный структурный ум и не менее удивительная страсть сплелись в этом человеке и явили собой научный труд, который до сих пор является актуальным и подтверждение теории которого можно найти в каждом втором художественном тексте.

Не стала исключением и история о самом знаменитом мальчике XXI столетия – история о Гарри Поттере. В ней очень много постмодернистского. Кому интересно, можно поискать на просторах интернета чудесные статьи «Северус Снейп, или Спасение недоброго героя», «Змееборство в Гарри Поттере» и т.д., и т.п. Сегодня можно было бы вспомнить, с чего началась история мальчика, который выжил: 31 октября 1981 года Волан-де-Морт пришел в Годрикову Впадину убивать семью Поттеров. Но в итоге сам потерпел поражение, превратившись в меньше чем дух, меньше чем призрак – ошметок человеческой души, что скитался долгие годы, ища возможности снова возродить своего хозяина.

Но давайте сегодня забредем в еще более дремучие дебри, а именно – в Запретный лес. И выясним, какова же роль этого места в Поттериане.

Как мы помним, сказка – это фольклорный жанр, который донес до нас представления древних людей об обрядах инициации (взросления) и загробном мире. Не дословно, но процитировала я как раз Владимира Яковлевича Проппа, одного из главных исследователей сказки в мире. Именно поэтому обряд инициации всегда тесно связан со смертью, а главным итогом всего сюжета должно стать перерождение героя.

У сказки довольно однообразная композиция, но прелесть ее не в разнообразии композиционных приемов, а в разнообразии композиционных элементов. И одним из важнейших таких элементов является Таинственный лес. В «Гарри Поттере» это, соответственно, Forbidden Forest, что в переводе может означать, кстати, не только Запретный лес, но еще и Заповедный.

Зачин сказки – отправка из дома. Она сопровождается какой-то «бедой» (или иначе – заданием), которую нужно избыть (выполнить). Таинственный лес в сказочной композиции – второй элемент, на самом же деле он может вообще стать основным местом действия. Вспомните, например, Белоснежку, нашу Мертвую царевну, Мальчика-с-пальчик, Гензель и Греттель, сказку про гусей-лебедей, Красную Шапочку. Все основные события происходят в лесу. Даже, например, в легенде о Тристане и Изольде герои три года живут в лесу, только лес может укрыть их от преследователей и сохранить их любовь.

Иллюстрация к роману «Евгений Онегин». Фото: pinterest.com

Но в разных сказках лес воспринимается сказочником по-разному. Почему так? Потому что представление о лесе у человека менялось по мере развития социума. Сначала лес для человека не был таинственным, он был для него родной стихией. Человек жил охотой и собирательством, поэтому ориентировался в лесу хорошо. Отсюда появление тотемных лесных животных – медведь, волк, – которые впоследствии переходят в категорию волшебных помощников. В русской культуре это особенно заметно: Ивану-царевичу помогает Серый волк, а Татьяне Лариной через речку (опять же речка – граница между миром живым и миром потусторонним, миром сна) помогает перебраться Медведь, он же потом приносит ее в лесной дом, где во сне ее ждет Онегин.

Чаще всего именно в лесу проходили обряды инициации, создавались мужские (а иногда и женские) дома для посвящения неофитов. Домик семи гномов, терем семи богатырей – это все как раз отсылки к таким домам. Именно в этот период лес – стихия родная, а вот вода (река, водоем, море) – преграда, стена между миром живых и миром мертвых, поэтому ее нужно преодолеть (что и делают, кстати, первокурсники Хогвартса, когда перед началом распределения по факультетам на лодках пересекают Большое озеро).

Арт к книге «Гарри Поттер и философский камень». Фото: pinterest.com

Но с развитием скотоводства и сельского хозяйства лес постепенно становится все менее понятен, все более враждебен. И сказка переиначила восприятие леса во враждебную стихию, где ребенка может съесть злой людоед или заманить в свой пряничный домик старая ведьма. Так появился Таинственный лес.

Теперь лес и есть либо та самая граница между миром живых и миром мертвых, либо, собственно, тот самый мир мертвых, где герой должен суметь сориентироваться. Поэтому теперь Таинственный лес сулит встречу с волшебными существами – и они могут быть трех видов: дарители, помощники, чудища.

Дарителем чаще всего выступает Баба-яга. Баба-яга бывает четырех видов: хранительница, дарительница, похитительница, воительница. Но нам с вами чаще всего так или иначе встречается синтез первой и второй: она охраняет вход в мир мёртвых, именно с ней должен взаимодействовать герой, чтобы туда попасть, и она же одаривает героя волшебным средством / помощником / знанием. Она сама, как пишет Пропп, – хтоническое, очень древнее существо, находящееся на границе миров: ее избушка стоит на опушке леса как раз на этой границе, и вход в лес возможен только через избушку. К тому же герой потому и герой, что он всегда знает нужное заклинание: «Избушка-избушка, встань ко мне передом, к лесу задом». Откуда он это знает, нам не сообщается, просто знает и все – в этом есть его «геройская» сущность. Другими словами, герой сказки – Избранный.

Опять же, нужно понимать, что Бабой-ягой может быть не только наша любимая старая карга в исполнении прекрасного Георгия Милляра. Яга может принимать совершенно разные формы: привычная нам Яга-старуха, леший, старичок-боровичок, бабушка-задворенка, дальний родственник, животное и т.п. Например, в той же сказке про Ивана-царевича и Серого волка и Ягой, и дарителем, и волшебным помощником одновременно является сам Волк. А вот в сказке «Царевна-лягушка» дарителем является классическая Баба-яга, которая и волшебные подарки Ивану-царевичу дает, и рассказывает о смерти Кощея, что на острие иглы, а игла в яйце – ну и так далее.

Баба-яга вообще очень многое делает для героя. А самое главное – она заявляет, что от героя «человечьим духом пахнет». Это не означает, что от героя по́том несет за полкилометра, это означает, что живой человек пахнет в мире мертвых так же неприятно, как в мире живых издает зловоние труп. Поэтому Баба-яга должна, как мы с вами помним, накормить, напоить да спать уложить. Иногда еще помыть героя. Иногда, конечно, она его и съесть хочет, но это суть одно и то же. Другими словами – Яга должна у героя отбить человечий дух, накормить местной пищей, тогда в сказочном мире он сойдет за своего.

И когда эти обряды пройдены, герой становится своим в мире мертвых – другими словами, герой попадает в сказочный, потусторонний мир, где теперь все его воспринимают своим. А дальше начинаются всякие приключения.

Функций у Запретного леса сразу несколько. Первая, самая исконная – получение знания. В первобытные времена, как уже сказано выше, в лесу проводился обряд инициации (там очень много вариантов; например, постоянное желание нашей русской Яги съесть своего гостя – это как раз рудимент такого обряда: детей подвергали в лесных избушках всяким испытаниям, которые далеко не все переживали, но те, кто пережили – становились посвященными; потом эти обычаи ушли в прошлое, но воспоминание о них осталось в сказках теперь уже как об отрицательном, страшном действе). В сказке такой обряд, естественно, на протяжении многих веков постепенно трансформировался и перешёл из разряда буквальной инициации в разряд получения знания для этой инициации. И всегда в этом участвует Яга.

Ита-а-ак… Кто у нас Баба-яга в поттериане? Думается, уже все догадались.

Хагрид – наша Баба-яга. Даром он, что ли, вечно нашу троицу и кормит, и поит?

Гарри, Рон и Гермиона в хижине Хагрида / Кадр из х/ф «Гарри Поттер и Принц-полукровка»

Гарри попадает в Запретный лес в буквальном смысле почти в каждой книге. И всегда не просто так.

Итак, в саге о Гарри Поттере роль Бабы-яги (на самом деле действительно ключевая почти для любой сказки) отведена Хагриду (он у нас ещё и хранитель ключей, хе-хе – прастити за каламбур): в буквальном смысле он открывает Гарри вход в сказочный мир.

Именно с Хагридом Гарри попадает в мир волшебства и именно с ним первый раз попадает в Запретный лес. Все мы помним наказание за историю с Норбертом, сколько копий было сломано и мемов создано на тему того, что правила в лес ходить запрещают, но ради наказания – можно! На самом же деле эпизод с Запретным лесом в первой книге очень важный, он в итоге даже отчасти закольцовывает композицию всей саги, но об этом чуть позже.

Первый раз Гарри попадает в Запретный лес с подачи Хагрида – причем во всех смыслах: они решали его проблему с драконом, они вместе с ним отправляются в лес. Но там Гарри знакомится с кентавром Флоренцом, встречает других кентавров, которые что-то там таинственное говорят, что ничего не понятно, но очень интересно. Но в любом случае Гарри окончательно понимает, кто именно охотится за философским камнем. То есть получает знание.

«Гарри Поттер и Тайна комната». Опять Хагрид даёт совет: следуйте за пауками (не за бабочками, Рон, за пауками), и мальчики последовали. Информацию получили? Естественно! Не очень детальную, но все же поняли, что в замке обитает какое-то древнее чудовище, которого боятся даже огромные акромантулы.

«Гарри Поттер и Кубок огня»: и снова Хагрид, и снова информация – драконы для первого испытания.

«Гарри Поттер и Орден феникса»: и снова Хагрид, и снова Запретный лес, но... уже не столько знание, сколько волшебный помощник.

И это, как несложно догадаться, ещё одна функция леса в сказках: получение волшебного помощника. В данном случае это Грохх, единоутробный брат-великан Хагрида. Кстати, кентавры в первой и в пятой части тоже отчасти выполняют функцию волшебных помощников. Они, конечно, от этого не в восторге, и вообще они не нанимались служить волшебникам, но кто их спрашивает. Волшебные существа? Волшебные! Так что вперёд и с песней выполнять свои главные функции. И в первой части, и в пятой, да в принципе и в седьмой они так или иначе помогают герою. Умнички какие!

Ещё одна функция Таинственного леса: собственно, испытание. То есть встреча с каким-то чудищем. Ну в сказках много там кто встречается, от той же лесной нежити, ведьм всех видов и мастей и до самого Змея Горыныча, главное, чтобы герой проявил храбрость, смекалку, ловкость, хитрость – в общем, показал, что достоин быть героем. В саге о ГП тоже всего этого добра навалом.

«Гарри Поттер и философский камень»: тут вам и помощник (кентавр), и знание (кто охотится за философским камнем), и встреча с чудовищем – с самим Волдемортом.

«Гарри Поттер и Тайная комната»: напоминать про чудовище не нужно (по-прежнему пауки, Рон, не бабочки), про знание уже было сказано.

«Гарри Поттер и узник Азкабана»: ну тут тоже очевидно, что волшебный помощник-Клювокрыл получен от Яги-Хагрида, а вот Люпин (прости, Лунатик), когда превращается в оборотня, выполняет здесь функцию как раз того самого чудовища.

«Гарри Поттер и Кубок огня»: Запретный лес дважды «давал» знание – драконы и разговор Северуса и Игоря Каркарова о том, что Черная метка снова становится активна, а значит грядет возвращение Темного Лорда.

«Гарри Поттер и Орден феникса»: тоже очевидно, что в Запретном лесу ждёт помощник (если кентавров считаем, то даже помощники), который поможет справиться с чудовищем-Амбридж (Долорес, ты заслужила). Для тех, кто не в курсе: Долорес Амбридж – самый ненавидимый персонаж поттерианы, которая переплюнула даже главного антагониста. Бюрократка, формалистка, карьеристка, пытала детей, превращая жизнь в Хогвартсе в свод декретов и законов, всеми возможными способами портила жизнь Гарри и в итоге даже хотела его пытать. Оскорбив кентавров, попала к ним в плен. Так ей и надо.

«Гарри Поттер и Принц-полукровка»: ну так скажем, знание тоже пришло из Запретного леса: Гарри нужно было добыть воспоминание нового преподавателя зельеварения, у которого когда-то был содержательный разговор с юным Волан-де-Мортом. Добыть это воспоминание получилось благодаря смерти того самого акромантула Арагога, который в «Тайной комнате» рассказал про василиска.

«Гарри Поттер и Дары смерти»: мы приблизились к самому интересному!

Все мы помним, что кентавры могут предсказывать будущее. Они ориентируются по звездам – и нам говорится, что их предсказания всегда туманны и нельзя точно сказать, когда именно они должны произойти.

В первой книге, когда Флоренц спасает Гарри от Волдеморта, остальные кентавры на него злятся:

  • — Флоренц! — прогремел Бэйн. — Что ты делаешь? У тебя на спине человек! Тебе не стыдно? Ты что, верховая лошадь?
  • — Вы разве не поняли, кто это? — спокойно спросил Флоренц. — Это сын Поттеров. Чем быстрее он покинет лес, тем лучше для него.
  • — Что ты ему рассказал? — прорычал Бэйн. — Запомни, Флоренц, мы поклялись не препятствовать тому, что должно случиться по воле небес. Разве движение планет не показало нам, что произойдет в ближайшее время?
  • <…>
  • — Ты что, не видишь этого единорога? — яростно крикнул он, обращаясь к Бэйну. — Ты что, не понимаешь, почему его убили? Или планеты не открыли тебе эту тайну? Лично я против того, кто рыщет по лесу, и я готов помочь людям в борьбе с ним.

О да, волшебный помощник готов помочь! И да, кентавры (тоже, кстати, существа хтонические) прекрасно знают, кто там рыскает по лесу. Они знают, что должно произойти в этом лесу с героем.

Так что же должно произойти в ближайшее время с сыном Поттеров в Запретном лесу? Очевидно, он должен умереть, а Флоренц мешает этому, оттого Бэйн и злится: помогать, может, и можно, но мешать предначертанному, т.е. смерти – в пространстве сказки это обряд инициации и перерождения – никак нельзя.

НО.

Для планет, как мы с вами понимаем, 6–7 лет – срок не то что небольшой, он ничтожный. Кентавры увидели, что мальчик должен умереть, поэтому так разозлились, что Флоренц его катает на себе аки верховая лошадь. Но они чутка ошиблись – мальчик действительно «умрет» и действительно от руки Волан-де-Морта, только через 6 лет.

В седьмой книге, «Гарри Поттер и Дары смерти», Гарри опять пойдет в Запретный лес после условия, которое ему поставил Темный Лорд после Битвы за Хогвартс, с которого началась эта статья: «Если по истечении часа ты не явишься ко мне и не отдашься в мои руки, битва начнётся снова. На этот раз я сам выйду в бой, Гарри Поттер, и отыщу тебя, и накажу всех до единого — мужчин, женщин и детей, — кто помогал тебе скрываться от меня».

Теперь уже Гарри идет в лес, чтобы умереть – а затем воскреснуть, то есть переродиться. Помогают ему «воскресшие» близкие: родители и их лучшие друзья. Путь становления Гарри – естественно, путь христологический, но вообще-то говоря и воскрешение Христа тоже есть переосмысленный обряд инициации через обрядовую смерть.

В Запретном лесу смерть Гарри видит Хагрид. И Хагрид выносит его из леса. Наша косматая, добродушная Баба-яга привела мальчика в этот мир и буквально довела его до самого главного сказочного мотива – перерождения, а потом вернула в мир живых.

И все это произошло в Запретном лесу, как и завещал Владимир Яковлевич Пропп.