
Текст: Павел Басинский/РГ
Третий сезон обещает удивить. После премьеры киноверсии спектакля "Воскресение" на больших экранах уже в декабре зрители увидят "Рождественскую историю" Театра кукол им. Образцова, далее "Мертвые души" Театра Вахтангова, "Принц и нищий" Театра Терезы Дуровой, "Шурале" Татарского театра оперы и балета и другие спектакли.
А 21 декабря во всех кинотеатрах сети КАРО в 70 городах России состоится прямая трансляция легендарного балета П.И. Чайковского "Щелкунчик" Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. После чего в новогодние праздники постановку смогут увидеть и зрители телеканала "Россия-Культура".
Завершится третий сезон проекта киноверсией спектакля Театра мюзикла "Принцесса цирка".
Что касается романа "Воскресение" Толстого, то он почему-то традиционно считается худшим романом писателя, не сравнимым с "Войной и миром" и "Анной Карениной". На самом деле это не так, и спектакль Александринки это доказывает. Роман Толстого, где в центре сюжета судебный процесс и множество "точек зрения" на него разных персонажей, актуален и сегодня.
"Войну и мир" и "Анну Каренину" писал еще сравнительно молодой тридцатилетний и сорокалетний Толстой, учитывая, что он прожил 82 года. "Воскресение" создавал опытнейший мастер слова, который мог позволить себе смотреть на литературу свысока, как на занятие приятное во всех отношениях, но ничтожное в сравнении с духовными исканиями.
"Воскресение" - это попытка "поженить" художественные "забавы" с серьезными духовными поисками. В этом "конфликте интересов" изюминка этого романа, которым закрывается девятнадцатый век и открывается век двадцатый.
Без "Воскресения" не было бы "Матери" Горького, а, возможно, и "социалистического реализма" с его попыткой подгона реальности под идеологию.
И, как настоящий гений, в основу сюжета он положил кусок реальной жизни, вырванный из нее. Изначально роман назывался "Коневская повесть". Сюжет о соблазненной девушке, ставшей проституткой, и присяжном в суде, который ее узнал и решил на ней жениться, сообщил Толстому юрист А.Ф. Кони. Настоящая девушка умерла в тюрьме. Но такое решение вопроса писателя не устроило, и он подключил сюда собственный жизненный эпизод, когда в молодости сам соблазнил горничную своей тетушки Гашу. В разговоре с биографом П.И. Бирюковым Толстой развил этот уже собственный сюжет в нужном направлении: "Она была невинна, я ее соблазнил, ее прогнали, и она погибла".
На самом деле не погибла, а работала такой же горничной в доме сестры Толстого Марии Николаевны. О ней пишет Т.А. Кузминская в воспоминаниях: "По утрам горничная Гаша, с высоким гребнем в косе, прямая, с неподвижным лицом, то и дело говорила всем, чтобы не шумели, пока почивают господа... В восемь часов утра на пороге комнаты барыни появлялась Гаша, увешанная накрахмаленными юбками и платьями. Она несла их двумя пальцами, как-то особенно воздушно, держа выше головы".
Фамилия главного героя романа Нехлюдова кочует по многим текстам Толстого, от автобиографической трилогии и черновика "Казаков" до "Утра помещика" и "Люцерна".
Во многом Нехлюдов - это сам Толстой. Но в отличие от прежнего использования этого псевдонима он опять-таки выстраивает свою воображаемую, а не реальную биографию в нужном ему направлении, вынуждая князя Нехлюдова бросить все и отправиться за Гашей-Катюшей в Сибирь с твердым намерением на ней жениться. Недаром Софья Андреевна возненавидела роман еще в процессе его написания: она прекрасно поняла, куда клонит ее муж. Но... Катюша отказала Нехлюдову.

Этого финала Толстой сам не ожидал, как Пушкин не ожидал того, что Татьяна Ларина выйдет замуж за генерала. Евангельский герой не должен жениться - это опять "легкое" решение вопроса, а Толстой не ставил перед собой легких задач.
Удивительна история публикации романа.
Отказавшись от денег за свои произведения, Толстой именно за "Воскресение" потребовал от издателя иллюстрированного (как бы старый вариант "глянцевого") журнала "Нива" А.Ф. Маркса круглую сумму, которую отдал для переселения нескольких тысяч преследуемых в России духоборов в Канаду.
То есть послал к черту свои принципы ради спасения живых людей.
Остается добавить, что это было первое великое произведение русской прозы, которое выходило в журнале сразу с иллюстрациями; их делал отец поэта Бориса Пастернака художник Л.О. Пастернак в сотрудничестве с самим Толстым.








