ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Толкин, который помогает жить в этой реальности

К выходу новое книги Толкина – «Падение Нуменора» – состоялся концерт и паблик-ток, посвященный творчеству Профессора

Коллаж: ГодЛитературы.РФ
Коллаж: ГодЛитературы.РФ

Текст: Влада Метелкина

29 ноября в Москве, на территории Хлебозавода, студия камерной музыки Simple Music Ensemble провела концерт с авторскими аранжировками музыки Говарда Шора из кинотрилогии «Властелин колец».

Вечер продолжился паблик-током, посвящённым наследию Дж. Р. Р. Толкина и выходу нового сборника «Падение Нуменора» – хронологически выстроенной антологии текстов Второй эпохи Средиземья, подготовленной британским писателем Брайаном Сибли. В дискуссии приняли участие литературоведы, переводчики, издатели и культурные деятели, которые обсудили влияние мифологии на литературу, кино, музыку и фан-культуру.

«Музыка Говарда Шора – это своя отдельная музыкальная мифология, сочетающая традиционный симфонизм с необычными фантастическими экспериментами, от ударов по струнам рояля до использования металлических цепей», – Валерий Шабашов, создатель телеграм-канала Books&Reviews, модератор паблик-тока.

Начали с разговора о музыке и аранжировках. Григорий Волков, основатель Simple Music Ensemble, и Виктор Мурашев, аранжировщик, рассказали, как создавались композиции из фильма для маленького ансамбля, как воспроизводились звуки наковальни и почему Говарда Шора можно сравнить с Сергеем Прокофьевым. «Говард Шор – величайший композитор XX века. Это последователь Сергея Сергеевича Прокофьева. Потому что Прокофьев в принципе является основателем киномузыки вообще. Если вы смотрели его картины «Иван Грозный» или «Александр Невский», то могли понять, что он писал музыку покадрово. Изначально был снят фильм и только потом он писал музыку. Кадр меняется, музыка меняется. Кадр меняется, настроение меняется. И Говард Шор тоже писал музыку поверх снятых картин», – рассказал Виктор Мурашев.

Событие же, которое объединило всех в зале, это выход новой книги по вселенной Толкина. Как тут же пошутил Алексей Ионов, руководитель проектов авторских брендов департамента художественной литературы издательства АСТ, «Толкин умер 50 лет назад, но это не мешает ему каждые год издавать новую книгу, Джорджу Мартину бы у него поучиться!»

Новый сборник Дж. Р.Р. Толкина «Падение Нуменора», подготовленный британским писателем Брайаном Сибли, впервые объединяет разрозненные тексты о событиях Второй эпохи – от возвышения Нуменора до падения Саурона. «Все это впервые выстроено в цельную историю в хронологическом порядке, сопровождено черно белыми и цветными иллюстрациями Алана Ли, впервые переведено на русский язык», – начал обсуждение книги Алексей Ионов.

Вся книга состоит исключительно из текстов Толкина, а комментарии Сибли лишь наводят хронологический порядок. «Выход книги совпал с выходом сериала от Amazon, который переосмысливает события Второй эпохи достаточно фантастическим образом, но если кто-то хочет узнать, как все было на самом деле, то открывает книгу Сибли. На мой взгляд она выстроена гениально», – рассказала Светлана Лихачева, переводчик книги.

Поговорили и о том, почему Толкин нравится миллионам читателей по всему миру. Сергей Макаров (кстати, у него книга оказалась даже раньше, чем у переводчика и издателя, которые физически в руках ее впервые подержали благодаря Сергею), автор телеграм-канала о театре, литературе и искусстве «Глагольдер», специалист по коммуникациям, отметил, что Толкин создал гипертекст, в котором нам известны черты, имена, где все события имеют исторический подтекст, например, языческую, скандинавскую мифологию. Получается, что, с одной стороны, нам это все знакомо, но мы понимаем, что, открывая книгу, мы открываем какой-то совершенно иной мир.

Паблик-ток. Слева направо: Григорий Волков, Виктор Мурашов, Татьяна Шипилова, Мария Штейнман, Светлана Лихачева, Сергей Макаров, Степан Суздальцев, Алексей Ионов / Фото: ТК-канал Books & Reviews

К дискуссии присоединилась Мария Штейнман, кандидат филологических наук, профессор Института медиа НИУ ВШЭ, исследователь фэнтези, и рассказала, что сегодня делает Толкина популярным для молодого поколения. «Мы разделяем, что называл Толкин, ни бегство, ни дезертирство*, а вот этот высокий эскапизм. Потому что он не заменяет нам реальность, он помогает нам жить в той реальности, которая нас окружает», – рассказала Мария.

*Имеется в виду цитата Толкина: «Волшебные сказки – это не дезертирство солдата, а бегство из постылой тюрьмы». (Прим.ред.)

Несмотря на возраст текстов, студенты ВШЭ с интересом изучают Толкина в рамках курса «Философская фантастика в современных медиа», который ведет Мария Штейнман. Каждый год в стенах университета его проходят 90 человек, которые впервые читают «Властелина колец» и открывают в нём не просто приключения, а глубокие этические дилеммы.

Степан Суздальцев, писатель, основатель агентства «Рога и копыта», добавил, что Толкин – это мифология ХХ века, которая осмысляет то, что происходило в середине столетия: «"Властелин Колец" – это история войны, написанная победителями. Здесь мы видим людей, которые борются за свободу, в первую очередь, против силы, которая стремится к власти и тотальному доминированию».

Заговорили о том, насколько политологичен Толкин, можно ли воспринимать его лишь через призму истории и политики, как рецепцию на происходящие в XX веке глобальные события – две мировые войны, фашизм. Алексей Ионов напомнил, что для англичан все же Великой войной считается Первая мировая, в которой они понесли большие потери, в то время как во время Второй мировой отсиживались за Ла-Маншем вплоть до 1944 г. Мария Штейнман, подтверждая все сказанное о том, что Толкин воевал, терял друзей и задумал свое великое творение именно исходя из событий Первой мировой, все же смог сделать нечто большее, чем просто политический и остросоциальный текст о войне.

Ее поддержала Татьяна Шипилова, редактор портала ГодЛитературы.РФ, литературовед, аспирант Литературного института им. Горького: «Чем отличается просто человек, который хочет написать о том, что он видел, что он чувствовал и что он знает, от гения? Как раз тем, что когда он свой опыт перерабатывает в нечто настолько большее, то он становится опытом не только для своего поколения, но и для последующих. Со времен Первой мировой прошло больше 100 лет, а написанное Толкиным в нас откликается до сих пор».

Что же касается жанра, то мнения выражались по экспоненте: и до Толкина были тексты с элементами фэнтези, но именно Толкин дал миру понимание создания вторичной реальности, своей собственной вселенной, которая существует по логичным законам, создав жанр, который сейчас уже перерос в тренд, так как фэнтези сейчас является одним из самых популярных жанров в принципе, сам Толкин уже перешел в позицию метажанра.

«Властелин колец» — это не просто литературное произведение, а живая мифология, способная говорить с каждым поколением на его языке. Как показал паблик-ток, вселенная Толкина продолжает оставаться актуальной не потому, что она отвечает на конкретные политические или исторические вызовы, а потому что в ней заложены универсальные человеческие ценности: свобода, дружба, жертвенность и другие. Толкин говорит на всех уровнях, которые цепляют не только академиков, не только исследователей, но и просто читателей, которые ищут в литературе не какой-то высокий смысл, а хорошую историю.

С разрешения издательства публикуем фрагмент новой книги.

Дж. Р. Р. Толкин. Падение Нуменора (с илл. Алана Ли)

  • Под редакцией Брайана Сибли
  • Перевод с англ.: Светлана Лихачева
  • М.: АСТ, 2025